Появление алхимии

Возникнув еще в первобытном обществе, анимистические, дуалистические и магические верования и культы прошли длительный путь развития, видоизменяясь, приобретая новую форму выражения, вошли в качестве неотъемлемого элемента в развитые религии.

Первобытный анимизм, дуализм, магия, будучи элементами религий Древнего мира, явились одновременно и тем источником, откуда черпали идеи и приемы своего «искусства» адепты алхимии. Алхимики всерьез рассуждали в своих трактатах об одушевленности элементов, о их принадлежности мужскому или женскому полу, о брачных сочетаниях между ними и о порождениях этих мистических союзов. Большое внимание они уделяли изучению приемов первобытной магии, с помощью которой надеялись обрести сверхъестественную власть над миром. Появление алхимии было вызвано рядом причин как социального, так и идеологического характера. К их числу прежде всего следует отнести увеличение спроса на благородные металлы, вызванное расширением торгового обмена и частичным снижением продуктивности старых золотоносных месторождений. Непрерывный рост спроса на золото в эпоху эллинизма, характеризующуюся ростом товарообмена между странами, подталкивал наиболее предприимчивых представителей практической химии и металлургии к поискам приемов превращения веществ, элементов, металлов. У этих практиков к тому же не существовало недостатка в эмпирических наблюдениях, якобы подтверждающих возможность превращения неблагородных металлов в благородные. Древние химики и металлурги считали, что качества металла определяются его внешним видом. И стоит только придать, скажем, железу желтизну, блеск и тяжесть, как оно станет золотом. Ведь еще до нашей эры египетские ремесленники, нередко обнаруживая золото в медных рудах, считали, что оно возникает из меди. И вот в начале нашей эры, комбинируя И этой системе первобытные духи, населявшие материальные вещи, были заменены неоплатоническими познофилософскими категориями типа «энергетических энтелехий», «эманации алхимического Единого» и т. д. Принцип первобытной магии «подобное производит подобное» также приобрел видоизмененную, «отвлеченную» форму:  «Все вещи, богатые известными свойствами например   теплом,   холодом,   смелостью, страхом, печалью, гневом, любовью или какой-нибудь ИНОЙ страстью, тяготеют к вещам с подобными же свойствами (качествами) и вызывают в них подобные же встречные сил. Так писал маг и алхимик Агриппа Корнелий Ноттесгеймский.

Металлы, добавляя к ним все, что под руку попадалось, люди пытались получить золото. Но золото так и не появлялось. И тогда обратились за помощью к высшим силам, к колдовству и магии.