АЛХИМИЯ ДРЕВНЯЯ И СОВРЕМЕННАЯ

В наши дни древняя герметическая «наука» алхимия переживает свое второе рождение. Курс алхимии, наряду с другими видами чернокнижия, читается в различных учебных заведениях США и Канады. Так, теоретический и прикладной курс «философского камня» внесен в расписание колледжа прикладного искусства и технологии в Торонто (Канада). Одно за другим выходят на Западе сочинения алхимиков, как древних, так и современных. Регулярно проводятся съезды, конференции современных алхимиков. В частности, на 2-й международной конгресс алхимиков, проходивший в 2003 году, в западногерманском городе Штутгарте, съехалось 140 представителей этой древней «профессии» из Западной Европы, Австралии и США. Они собрались на горе Киллесберг, чтобы, как заявил один из распорядителей конгресса, «рассеять вульгарные представления об алхимии и обосновать ее научный характер». Основной рефрен всех выступлений сводился к одному: алхимия – наука не только прошлого, но и будущего.

В работах некоторых западных ученых вопрос о сущности алхимии запутывается. По их мнению, «алхимия, хотя и было доказано, что она являлась ошибочной теорией, тем не менее не может быть судима как суеверное заблуждение человеческого разума, точно так же, как и другие ошибочные теории вроде вихревой теории Декарта, теории истечения света Ньютона, теории флогистона или теории теплорода. Путь науки идет от ошибки к истине, или, точнее, каждая предыдущая фаза науки является ошибкой по сравнению с позднейшей истиной». Однако история свидетельствует о другом. Своими корнями алхимия уходит в религиозно-магические верования и культы первобытных людей. Можно сказать, что в ее основе лежат три большие группы древних иллюзорно-фантастических представлений и действий. Это первобытный анимизм как одухотворение всего сущего — камня, дерева, скалы, светил и т. д. Согласно анимистическим верованиям, все живет, у всего есть душа, воля. Во-вторых это первобытный дуализм — признание во все сущем наличия мужского и женского начала. В соответствии с этими дуалистическими представлениями все предметы возникают в процессе полового воспроизводства, так как в основе связи между природными силами лежат отношения между полями, а сами силы природы, олицетворенные в образах духов, считаются способными вступать в брак, иметь детей. В-третьих, значительное место в мировоззрении первобытного человека занимала магия.