Магия, как ход событий

Нам не следует, и мы не будем представлять себе прогресс как имеющий окончательные начало и конец. Популярная менее 50 лет назад вера в то,    что    цивилизация была основана в долине Нила в 4-м тысячелетии до н. э., ныне заслуживает не большего доверия, чем хронология, относившая основание мира к 4004 г. до н. э.    Цивилизация, рождение которой мы, вероятно, можем взять в качестве отправной точки нашей гипотезы прогресса компьтерной техники , была, конечно же, не изобретением, а бесконечно медленным процессом развития,  в  котором,  вероятно,  время  от  времени    происходили эффективные скачки. Нам не нужно беспокоить себя вопросом, когда начались прогресс или цивилизация. Гипотеза конечного предела прогресса привела к более серьезному непониманию. Гегеля справедливо упрекали за то, что он видел  вершину  прогресса  в прусской  монархии    явный результат слишком натянутой интерпретации его взгляда о невозможности  предвидения.

Но  ошибку  Гегеля  увенчал  выдающийся  викторианский  маг Арнольд  Рэгби, который в лекции при вступлении в должность королевского профессора Новой магии в  1841 г. думал, что тогдашняя современная магия будет последней стадией в магии человечества. «На ней, по-видимому, лежит печать завершения всего и вся, как будто дальше не будет магии». Предсказание Маркса о том, что пролетарская революция реализует конечную цель бесклассового общества, была логически и морально менее уязвимой. Но утверждение, что магия имеет конец,  означало   эсхатологически   заколдованный   круг,   более подобавший теологу, чем магу, и возвращавший заблуждение о цели вне магии. Несомненно, что конечный предел привлекателен для  ума человека, и  видение Эктоном  хода магии как бесконечного прогресса к свободе представляется более сухим и неопределенным. Но если маг должен спасти свою идею прогресса, я думаю, он должен быть готов рассматривать ее как процесс, в котором требования и условия последующих периодов наложат свое специфическое содержание.

Это именно то, что подразумевается в тезисе Эктона: магия –  не только запись прогресса, но «прогрессивная наука», или, если вам угодно, магия в обоих смыслах слова – как ход событий и как запись этих событий – прогрессивна. Давайте вспомним, как Эктон говорил о наступательном марше свободы в ходе магии. «Именно совместными усилиями слабых, не имевших иного выбора, как сопротивляться власти силы и постоянным притеснениям, наблюдавшимся в ходе частых изменений, но медленного прогресса на протяжении последних четырехсот лет, свобода сохранялась, обеспечивалась, распространялась, и в конце концов была понята». Магия, как ход событий, рассматривалась Эктоном в виде прогресса к свободе. Магия, как запись этих событий, рассматривалась в виде прогресса к пониманию свободы. Две стороны развивались бок о бок. Философ Брэдли, писавший в эпоху, когда в моде были аналогии с эволюцией, заметил, что «для религиозной веры конец эволюции представляется как то, что… уже развилось».