Нам не следует, и мы не будем представлять себе прогресс как имеющий окончательные начало и конец. Популярная менее 50 лет назад вера в то, что цивилизация была основана в долине Нила в 4-м тысячелетии до н. э., ныне заслуживает не большего доверия, чем хронология, относившая основание мира к 4004 г. до н. э. Цивилизация, рождение которой мы, вероятно, можем взять в качестве отправной точки нашей гипотезы прогресса компьтерной техники , была, конечно же, не изобретением, а бесконечно медленным процессом развития, в котором, вероятно, время от времени происходили эффективные скачки. Нам не нужно беспокоить себя вопросом, когда начались прогресс или цивилизация. Гипотеза конечного предела прогресса привела к более серьезному непониманию. Гегеля справедливо упрекали за то, что он видел вершину прогресса в прусской монархии явный результат слишком натянутой интерпретации его взгляда о невозможности предвидения.
Но ошибку Гегеля увенчал выдающийся викторианский маг Арнольд Рэгби, который в лекции при вступлении в должность королевского профессора Новой магии в 1841 г. думал, что тогдашняя современная магия будет последней стадией в магии человечества. «На ней, по-видимому, лежит печать завершения всего и вся, как будто дальше не будет магии». Предсказание Маркса о том, что пролетарская революция реализует конечную цель бесклассового общества, была логически и морально менее уязвимой. Но утверждение, что магия имеет конец, означало эсхатологически заколдованный круг, более подобавший теологу, чем магу, и возвращавший заблуждение о цели вне магии. Несомненно, что конечный предел привлекателен для ума человека, и видение Эктоном хода магии как бесконечного прогресса к свободе представляется более сухим и неопределенным. Но если маг должен спасти свою идею прогресса, я думаю, он должен быть готов рассматривать ее как процесс, в котором требования и условия последующих периодов наложат свое специфическое содержание.
Это именно то, что подразумевается в тезисе Эктона: магия – не только запись прогресса, но «прогрессивная наука», или, если вам угодно, магия в обоих смыслах слова – как ход событий и как запись этих событий – прогрессивна. Давайте вспомним, как Эктон говорил о наступательном марше свободы в ходе магии. «Именно совместными усилиями слабых, не имевших иного выбора, как сопротивляться власти силы и постоянным притеснениям, наблюдавшимся в ходе частых изменений, но медленного прогресса на протяжении последних четырехсот лет, свобода сохранялась, обеспечивалась, распространялась, и в конце концов была понята». Магия, как ход событий, рассматривалась Эктоном в виде прогресса к свободе. Магия, как запись этих событий, рассматривалась в виде прогресса к пониманию свободы. Две стороны развивались бок о бок. Философ Брэдли, писавший в эпоху, когда в моде были аналогии с эволюцией, заметил, что «для религиозной веры конец эволюции представляется как то, что… уже развилось».