ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

Покушаясь на всю христианскую теологию с ее учением о творце и сотворенном, о двигателе и движимом, Бёме соединяет их, растворяя бога в природе, природу в боге, создавая пантеистическую картину мира. Бог Бёме – «всемогущий, всепремудрый», но он же «всеобоняющий, всеосязающий, всевкушающий». В нем содержатся и из него исходят все природные силы: «свет, зной, холод, мягкое, сладкое, горькое, кислое, терпкое, звук». Бёме даже поднимается до утверждения, что вне природы ничего нет. И если существовало бы, то «все равно было бы бесполезным, ибо я никогда не мог бы ни видеть, ни ощущать, ни понять это, так как я нахожусь в природе и ею порожден». Порой он приходит к мысли, что не бог сотворил природу, а природа – бога. Но создать монистической картины мира он так и не смог. Наряду с природой материальной он во всех своих произведениях сохраняет понятие природы духовной.

Не сумев ответить на мучительный вопрос о происхождении самого бога, Бёме в последующих своих произведениях вводит новое понятие – «безоснование», символизирующее единство, бесконечность и развитие в пространстве и во времени некоего начала, из которого произошла вся природа.

Величаво и торжественно развертывается процесс рождения вселенной…

Что было в начале начал? Ничто и все! Некая бескачественная парообразная или дымообразная масса, «великая мистерия», «великая роженица», огнедышащий вулкан. В этом бескачественном ничто, как потенция единой силы, было заключено все качественное многообразие будущего мира. Процесс перехода ничто в нечто есть процесс постепенного «откровения» этой могущественной и таинственной потенциальной силы, скрытой в ничто, есть процесс родовых мук. Бесформенная, хаотическая масса, сгущаясь и концентрируясь, порождает видимый мир. «Великая мистерия», «великая роженица» в процессе «откровения» рожает природу и общество. Сущность становления мира, сущность перехода ничто в нечто есть превращение бескачесгвенного единства в разнокачественную множественность. Так, уже не в теологических, а в натурфилософских категориях разворачивает Бёме свою космогонию. Учение о качестве есть стержень всей философской системы Бёме. Как примирить всеблагого бога с миром, в котором смешались зло и добро? Уже в этом вопросе скрыта была проблема качества.

«Качество есть подвижность, течение или побуждение всякой вещи»,- гласит одно из фундаментальных положений «Утренней зари». Это сущностное начало динамично. «Всегда одно качество порождало другое и, однако ни одно не исчезало». Противоположные качества взаимопроникают.

Качество, по Бёме, не существует само по себе, вне окружающего мира, вне предметов и явлений. Жизнь качества есть движение предмета, не как механическое его перемещение, а как изменение его содержания: каждое мгновение он тот и уже не тот. Подлинное знание может быть добыто только путем познания законов жизни и качества. Качества – сущностная мускулатура мира.

Сами по себе представления Бёме о реальных качествах окружающего мира удивительно бедны, элементарны, наивны. Они не выходят за пределы той информации, которую доставляют органы чувств в условиях чисто житейского опыта. Простота создавала простор для абстракции, но у Бёме это особая, эмоциональная ее форма. И эта простота отвечала внутренней логике того, что являлось движущей пружиной всех размышлений башмачника-философа. Ведь главным объектом его мучительных раздумий являлись «добро» и «зло» – два находящихся в постоянной борьбе «сверхкачества», два узла, два центра всех сущностных сил.

Борьба добра и зла, по Бёме, пронизывает всю вселенную. Она царит в природе, она царит в человеке, она царит в человеческом обществе. «Нет ничего в природе, что не заключало бы внутри себя доброго и злого, все движется и живет в этом двояком побуждении»… Жизнь – драма, ибо мучение- (Qual) первое прирожденное свойство, первое качество всего сущего.