ВСЕЛЕНИЕ ДЕМОНОВ

Демон пришел

В 1355 г., согласно краткой статье в «Вустерских анналах», «многие люди сошли с ума при виде демонов». Хроника Найтона более детальна: «В это лето бушевала странная болезнь, как будто от нашествия злых духов. Ибо люди теряли разум и в городе, и в деревне по всему королевству. Они бежали в леса и в чащобу, где прятались, точно дикие звери, избегая человеческого общества. Одни бегали с поля в деревню и из деревни в поле, то туда, то сюда, так что их с трудом могли поймать. Многих, изловив, отвели в церковь, где они лежали, связанные, ожидая просветления от Господа. В иных церквах можно было видеть по десять-двенадцать одержимых сразу, и они находились в таком состоянии, что жалко смотреть».

В данном случае речь идет о демонической одержимости в чистом виде, дьявол оказывал на людей непосредственное влияние; но уже одиннадцать лет спустя (в 1366 г.) мэр и олдермены Лондона выдали добродетельному Флемингу охранную грамоту на латыни, чтобы отвести от него подозрения в ведовстве, ставшем причиной безумия. Документ гласил: «Ортиллий Франк ван Неринберг… неожиданно занемог в субботу, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в год 1366 от Рождества Христова, впал в безумие и потерял сознание, после чего в таком состоянии был вывезен из города неким Ханкином Флемингом, который из одного только человеколюбия взялся препроводить больного в его собственную страну, в надежде, что, может быть, там, если будет на то воля Божия, он поправится; поэтому никаких подозрений не должно пасть на упомянутого Ханкина в связи с указанной болезнью».

Случай внезапной одержимости во время проповеди зафиксирован в «Лондонской хронике» Григория за 1469 г. Дело было воскресным днем во время поста. Некий молодой человек из свиты одного придворного «был сильно растревожен и пленен дьяволом». Когда его освободили, он долго лежал, не в силах сказать ни слова; «и едва он заговорил, как служители Бога пришли к нему и некоторые знатные люди тоже пришли к нему и стали спрашивать, что он видел, пока пребывал в такой устрашающей тревоге». Он сообщил о своем видении в исповеди приору дома для престарелых, а также «многим другим докторам» теологии.

Когда собирали чудеса короля Генриха VI с целью канонизации последнего, среди прочего оказался и рассказ о мальчике по имени Уильям Сонди. Мальчика не называют собственно одержимым, однако описание его случая совпадает с более ранними примерами. Он часто терял сознание и закидывал голову назад, так что затылок касался спины. Его излечил обет посетить могилу святого короля. В другом случае милость покойного монарха излечила настоящего одержимого.

Недомогания детей сэра Роджера Вентворта, и в особенности его дочери Анны, описанные Томасом Мором, словно пришли из елизаветинских времен или даже эпохи Якова I, до того совпадают с традицией позднейших эпох все их детали. Анна была «прекрасной молодой девушкой из благородного семейства, двенадцати лет от роду», когда сатана овладел ею. Ее «удивительным образом беспокоил и мучил наш духовный враг – дьявол; разум ее помутился и бредил презрением к Богу и богохульством, ненавистью ко всему освященному, так что она могла отличать, что было освящено, а что нет, без всяких подсказок». Перед изображением Богородицы в Ипсуиче ей «стало так плохо, ее глаза, лицо, весь внешний вид так ужасно изменились, рот перекосило, глаза вылезли из орбит, что смотреть было страшно».

Однако все одержимые «в присутствии всего народа были возвращены в обычное состояние совершенно исцеленными, и притом неожиданно». Сэр Томас настаивал, что никакого подвоха или обмана не было; семья была слишком уважаемой и образованной. Кроме того, «сама девица была слишком молода для притворства, да и вряд ли нашелся бы хоть один человек, кто смог бы так притворяться».

Мисс Анна покинула свет, несмотря на уговоры отца, и в то время, когда Мор все это писал (в 1528 г.), жила «хорошо и добродетельно». Однако во времена королевы Марии кто-то под именем Томас Кранмер описал тот же случай совершенно с другой, недоброжелательной точки зрения: она «угадывала тайные желания людей, которые, как они думали, никто не может знать, кроме Бога. Она рвала корсеты на куски, а потом снова делала их целыми; всякого, кто осмеливался усомниться в ее болезни, сводила с ума. Это доказано и подтверждено ее собственным признанием, что она делала все это с помощью некромантии и дьявольского обмана».