ДЕМОНЫ НОЧИ – МАРЫ

Ночной демон

Особое место среди донимающих человека демонов принадлежит марам – ночным ведьмам, или богам, или демонам, – страх перед которыми преследует человечество столь же давно, как и дурные сны. И в самом деле, вера в ночных демонов является столь важным компонентом в истории человеческой мысли, что Лейстнеру почти удалось использовать ее в качестве ключа ко всем мифологиям.

Англосаксонские лечебники изобилуют рецептами всевозможных средств и снадобий, защищающих от ночных мари гоблинов, которых они, правда, зачастую именуют просто «ходящими-по-ночам» (nihtgenga). Составители двух лечебников, однако, изъясняются по-простому: 1) «На случай, если ночная мара ездит на ком-то верхом…» – и далее следуют указания, как изготовить амулет; 2) некие мелкие камешки, находящиеся якобы в животе молоденьких ласточек, хорошо помогают «от головных болей и глазных болезней, врага рода человеческого, ходящих-по-ночам, трехдневной лихорадки, ночных мар и… заклинаний». Третий лечебник содержит туманное заклинание «от гнома», в котором рассказывается, что домовой «приходит, легкий, как паутина, с уздечкой в руках и говорит, что ты его конь», после чего «кладет уздечку человеку на шею», и они «начинают уплывать прочь от земли», отправляясь, как мы вынуждены заключить, в безумный ведьмовской полет.

Некоторые из защищающих от эльфов заклинаний также могут быть направлены против мар. Последняя, не следует забывать, представлялась нашим далеким предкам ужасной каргой или демоном. Северного героя Ванланди «мара» заездила во сне до смерти, и все это время его люди стояли рядом и ничего не видели, хотя и пытались ему помочь. Англосаксы иногда отождествляли мару с инкубом женского пола (инкубой) или сатиром. Плотник Джон из чосеровского рассказа мельника, осенив Николаса крестом для защиты от «эльфов и духов», обходит дом и во всех четырех углах и на пороге повторяет ночной заговор:

Иисус Христос и святой Бенедикт, Охраните этот дом от всякого злого духа, От ночных фей, белый «Отче наш»! Куда ты ушла, сестрица святого Петра?

К ведьмам-марам принадлежит и гоблин, который прыгает людям на спину, Aufhock или Huckauf (Садись!), как называют его немцы. Современным англичанам он тоже знаком.

В Сассексе издавна рассказывают о безголовом человеке, который может вскочить позади вас на лошадь, когда вы проезжаете мимо. Йоркширские добби, иногда исполняющие роль услужливых домашних кобольдов, могут сыграть точно такую же шутку над одиноким путником, случись ему проезжать мимо их излюбленного места сборищ; а баргест усаживается на ворота или изгородь и ждет удобного момента, чтобы вспрыгнуть кому-нибудь на плечи. В хрониках средневековых историков и собирателей легенд этого своеобычного, но вполне почтенного персонажа встретишь, разумеется, нечасто, и все же один драгоценный пример в пустыне умолчания отыскался. В «Жизни короля Освина» – рукописи, датированной первой половиной XII в., – встречаем рассказ брата Аркилла, монаха из Тайнмаута, жившего в то самое время, когда было написано это произведение. Во сне его мучил дьявол в облике черного гнома, который «тяжким грузом висел у него на спине». Долго мучил монаха дурной сон, пока, наконец, однажды ночью ему не приснилось, что он сорвал с себя демона, разорвал его в клочки и швырнул в огонь. Он проснулся с ломотой во всем теле и великой радостью в душе оттого, что победил демона.