<

В церкви стоял оглушительный шум

Просмотров: 2

В Москве, будучи еще архимандритом, он вошел в кружок „ревнителей благочестия», или „боголюбцев», как они иногда сами называли себя. „Книжные справщики», они почти все протопопы. Чины не очень важные, но люди эти занимали видные места в столичной иерархии. Это Даниил, Иван Неронов, Логгин, Стефан Вонифатьев, благовещенский протопоп и царский духовник, наконец, знаменитый „огнепальный протопоп» Аввакум. „Ревнители» стремятся реорганизовать церковь, дать новую редакцию богослужебных книг, в которых за долгие века переписываний текстов накопилось множество разночтений, давно уже повторяемых типографскими тиражами. Повсеместно в церкви наблюдались различия в обрядах, что при суеверном отношении  к  их  букве  представлялось первостепенно важным. Иереи служили, где по уставам, а где, по обычаю, „по преданию», по, бог весть, когда и, как установившейся практике. Кое — что „боголюбцы» осуществляли „явочным порядком». Так они начали вести борьбу с „многогласием», явлением, действительно, весьма своеобразным, родившимся исключительно вследствие нерадивости клира. Служба, поделенная на части, велась одновременно: иерей читал свое, дьякон  —  свое, на обоих клиросах пели разное. В церкви стоял оглушительный шум  —  действительно, хоть святых выноси. Формально все обстояло благополучно: богу отчитали и отпели все, что было положено на этот день… Конечно, ни о благочестии, ни о „научении церковном», о чем так заботились „ревнители» церкви, и речи быть не могло. Стефан Вонифатьев начал у себя служить „единогласно». Но ни собор, ни патриарх тогда еще Иосиф его не поддержали.

„Боголюбцы» стремились восстановить в храмах „научение христианское»  —  давно забытую в церкви личную проповедь священника. Проповедовал Иван Неронов, и проповедовал красноречиво. В московский Казанский собор стали собираться специально в дни его проповедей. Нередко бывал и сам царь. Его „ревнители благочестия» привлекали стремлением к церковному единообразию, которое должно было укрепить церковь, что вполне отвечало интересам набирающей силу дворянской монархии.

Иногда в этом проповедничестве, а еще больше в высказывавшейся некоторыми „боголюбцами» мысли о выборности священства, даже епископата, пытаются увидеть стремление к демократизации церкви. Это правильно, но это только одна сторона деятельности „ревнителей».

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:



Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *