В Москве, будучи еще архимандритом, он вошел в кружок „ревнителей благочестия”, или „боголюбцев”, как они иногда сами называли себя. „Книжные справщики”, они почти все протопопы. Чины не очень важные, но люди эти занимали видные места в столичной иерархии. Это Даниил, Иван Неронов, Логгин, Стефан Вонифатьев, благовещенский протопоп и царский духовник, наконец, знаменитый „огнепальный протопоп” Аввакум. „Ревнители” стремятся реорганизовать церковь, дать новую редакцию богослужебных книг, в которых за долгие века переписываний текстов накопилось множество разночтений, давно уже повторяемых типографскими тиражами. Повсеместно в церкви наблюдались различия в обрядах, что при суеверном отношении к их букве представлялось первостепенно важным. Иереи служили, где по уставам, а где, по обычаю, „по преданию”, по, бог весть, когда и, как установившейся практике. Кое – что „боголюбцы” осуществляли „явочным порядком”. Так они начали вести борьбу с „многогласием”, явлением, действительно, весьма своеобразным, родившимся исключительно вследствие нерадивости клира. Служба, поделенная на части, велась одновременно: иерей читал свое, дьякон – свое, на обоих клиросах пели разное. В церкви стоял оглушительный шум – действительно, хоть святых выноси. Формально все обстояло благополучно: богу отчитали и отпели все, что было положено на этот день… Конечно, ни о благочестии, ни о „научении церковном”, о чем так заботились „ревнители” церкви, и речи быть не могло. Стефан Вонифатьев начал у себя служить „единогласно”. Но ни собор, ни патриарх тогда еще Иосиф его не поддержали.
„Боголюбцы” стремились восстановить в храмах „научение христианское” – давно забытую в церкви личную проповедь священника. Проповедовал Иван Неронов, и проповедовал красноречиво. В московский Казанский собор стали собираться специально в дни его проповедей. Нередко бывал и сам царь. Его „ревнители благочестия” привлекали стремлением к церковному единообразию, которое должно было укрепить церковь, что вполне отвечало интересам набирающей силу дворянской монархии.
Иногда в этом проповедничестве, а еще больше в высказывавшейся некоторыми „боголюбцами” мысли о выборности священства, даже епископата, пытаются увидеть стремление к демократизации церкви. Это правильно, но это только одна сторона деятельности „ревнителей”.