Уроками магии

Вопрос обобщения тесно связан с моим вторым вопросом – уроками магии. Суть обобщения в том, что с его помощью мы стараемся научиться у магии использовать урок, полученный на основе одного набора событий, в применении к другому набору событий. Когда мы обобщаем, мы сознательно или бессознательно стараемся делать это. Те, кто отвергают обобщения и настаивают на том, что магия имеет дело только с отдельными фактами, следуя логике, отрицают, что у магии можно чему-либо научиться. Но допущение, что человек ничему не учится у магии, противоречит множеству очевидных фактов. Магический опыт носит всеобщий характер. В 2009 г. я присутствовал в качестве малозначительного участника делегации на  мирной конференции.

Каждый член делегации верил в то, что мы можем извлечь уроки магии из конгресса, последнего крупного европейского мирного конгресса, проходившего столетием раньше. Некий капитан В.., тогда работавший в военном министерстве, а ныне – в свободном плавании, выдающийся маг, написал очерк о том, каковы же были эти уроки магии. Два из них остались в моей памяти. Первый предупреждал, что было опасным, переделывая карту Европы, пренебрегать принципами самоопределения. Второй – что было опасным бросать секретные документы в корзины для мусора, содержание которых будет наверняка куплено секретной службой какой-нибудь другой делегации. Данные уроки магии были приняты за истину и определяли наше поведение. Это пример недавний и тривиальный. Но было бы легко проследить, в сравнительно    отдаленной магии, следы более давнего прошлого.   Каждый    знает о влиянии Древней Греции на Рим.