ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МОРАЛЬ

Весьма любопытно, что уже в самом ходе Французской буржуазной революции духи, образно выражаясь, начали менять хозяев. Едва буржуазия почувствовала, что массы начинают выходить из-под ее влияния, как у некоторых ее представителей пробудилось отвращение к разуму, как силе слишком опасной для нее самой. У них мелькает мысль о возможности использовать мистику, чтобы направить энергию масс в выгодное буржуазии русло.

Наиболее ярко эта тенденция проявляется в некоторых буржуазных кругах Лиона, который еще до революции стал одним из главных центров мистицизма во Франции. И не случайно.

Лион – крупнейший центр производства предметов роскоши и шелковой промышленности стал ареной острых противоречий не только между аристократами и третьим сословием, но и между рабочими и буржуазией. Эти противоречия особенно усилились в связи с кризисом в основных отраслях лионской промышленности в предреволюционное десятилетие. Поэтому еще задолго до революции некоторые буржуазные круги Лиона воспылали неприязнью к рационализму и оказались втянутыми в громкую антирационалистическую кампанию аристократов-масонов, упражнявшихся в тайнах магии, месмеризма и т. п. В ходе революции эта тенденция усилилась.

Осенью 1789 года, когда грозным оборотом событий были в одинаковой степени напуганы и аристократы и буржуа, масоны-мистики устраивают дискуссии, направленные против рационализма и материализма. В 1790 году мэр Лиона Жилибер в целях одурманивания рабочих создал в рамках масонской ложи клуб, где «давал рабочим уроки высокой политики и трансцендентальной морали…»

Приобщение буржуазии к мистике стало особенно заметным после термидорианского переворота 1794 года. Этот переворот, ликвидировавший якобинскую диктатуру, приведший на гильотину Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона и их сподвижников, по сути дела, подводил черту под Великой французской революцией. Вся полнота власти уже без всякой маскировки перешла в руки к крупной контрреволюционной буржуазии, сразу почувствовавшей в рационализме своего врага и в силу этого охотно, с головой, окунувшейся в мистическое наследие аристократов.

Вновь умами владеют Калиостро и Месмер. В той же цитадели мистицизма – Лионе еще сохранились старые поклонники Калиостро. Популярен был фанатичный католик Маневаль, утверждавший: «Поскольку человек сохраняет свою чистоту, он сохраняет власть над вселенной». Под «чистотой» Маневаль подразумевал верность богу и христианской морали. В январе 1796 года он утверждал, что удостоился откровений свыше, что сам Христос одобряет его магнетические опыты и извещает его о своем новом пришествии.