ЦЕРКОВНАЯ ОБЛАТКА В КОЛДОВСТВЕ

Простая ведьма

В 1612 г. Джеймс Дивайс, обвиняемый по делу ланкаширских ведьм, показал, что старуха Демдайк, его бабка, заставляла его причащаться в Чистый четверг. Однако он не должен был проглатывать облатку, «а взять ее с собой и отдать тому, кто встретится ему по дороге». Но Джеймс все же проглотил свой хлеб, и демон в образе зайца, которого он встретил по дороге, очень рассердился.

Отголоски подобных идей встречаются в Англии и до сих пор. В Линкольншире верят, что если женщина не проглотит свою облатку, а скормит ее жабе, которая ждет на церковном дворе, то ее ухажер женится на ней. А вот в Беркшире полагают, что такой поступок автоматически превращает женщину в ведьму: жабой прикидывается сатана.

Еще совсем недавно молодой девушке в Линкольншире, которая впервые шла к причастию, говорили, что если она не проглотит облатку, то сразу же станет ведьмой.

Кусочек облатки помогал даже выиграть петушиный бой.

В Средние века и в более позднее время облатка считалась верным приворотным средством. Грилландо доводилось выступать обвинителем в деле священника, который проглотил часть облатки сам, а остальное, растерев в порошок, послал женщине, в которую был влюблен, надеясь, что она добавит порошок в еду или питье и ответит на его чувство.

Цезарий Гейстербахский, чьи истории пользовались невероятной популярностью в Средние века, рассказывает об одном похотливом священнике, который, отслужив мессу, держал облатку во рту, надеясь, что, если он поцелует, таким образом, женщину, которую давно и безуспешно обхаживал, она станет его. Чудо произошло, но совсем не такое, которого он ожидал: он не смог выйти из церкви.

Одна женщина, очень слабого здоровья, рассказала, что много лет тому назад, когда она была еще совсем молодой девушкой, в ее саду завелись гусеницы. Однажды она приютила в своем доме на ночь молоденькую нищенку и пожаловалась той на свою беду. Та посоветовала растолочь в порошок облатку и посыпать ею пораженные гусеницами растения. Сад и в самом деле очистился, но женщина всю свою жизнь расплачивалась за этот грех собственным здоровьем.

История XII в. рассказывает о крестьянине, который закопал облатку в загоне для свиней, чтобы защитить их от болезней. В том же столетии один деревенский бедняк услышал от какого-то злонамеренного обманщика, что разбогатеет, если всегда будет носить с собой гостию, – как-то, раз во время причастия он не проглотил свою облатку, а принес домой и зашил в полу плаща.

А вот еще одна крайне популярная средневековая история, восходящая как минимум к XII в. и неоднократно пересказанная во всевозможных вариантах: муж с женой положили кусочек облатки в пчелиный улей, чтобы не то пресечь болезнь, которой заразились их пчелы, не то увеличить количество меда, а благочестивые насекомые выстроили на облатке целую церковь из воска, с башнями, окнами, алтарем, все как полагается. Эта легенда встречается и у Гиральда Уэльского, и во многих других сборниках примеров, в том числе и английских.

Дан Микель из Кента в 1340 г. писал о том, как ведьмы и злонамеренные священники используют причастие в непотребных целях. В «Английском сборнике» благочестивых историй XIV столетия находим рассказ о колдунье, которая разломила облатку на четыре части, намереваясь использовать ее для заклинаний. В 1532 г. (исторический факт) из церкви в Олдгейте на Страстную пятницу украли три хлеба для причастия, возможно для колдовства. В 1582 г. архидьякон Льюза требовал у жены Эдуарда Джонса удовлетворительных доказательств, что «она на самом деле проглотила причастие, а не положила его в перчатку».