СТРЕЛЫ ЭЛЬФОВ И ПОТУГИ ВЕДЬМ

Людей и домашних животных эльфы могут ранить своими стрелами, кремневые наконечники которых нередко находят в коровниках и на полях. Такой метод нанесения вреда особенно распространен в Ирландии и Шотландии; шотландские примеры представляли особенно большой интерес для Пеписа и доктора Джорджа Хикса, что видно из их переписки. Однако великолепное заклинание на англосаксонском доказывает, что это суеверие было распространено и среди предков англичан.

«Прочь, малое копье, если ты внутри!.. Могучие ведьмы послали визжащие стрелы: я пошлю ответную стрелу… Прочь, малое копье, если ты внутри! Шесть кузнецов сидели, смертоносное копье ковали. Прочь, копье, – наружу, не внутрь! Коли есть внутри железо, сработанное ведьмами, пусть растает. Будь ты ранен в кожу, будь ты ранен в плоть, будь ты ранен в кровь, будь ты ранен в ногу – ничего жизни твоей не грозит! Будь это стрела Эзира, или стрела ведьмы, или стрела эльфа, я тебе помогу. Вот тебе лекарство от стрелы Эзира, вот тебе лекарство от стрелы эльфа, вот тебе лекарство от стрелы ведьмы. Я тебе помогу».

Старинные английские лечебники предлагают различные способы врачевания «подстреленных» эльфами коров и лошадей: мази, молитвы, мессы, святую воду, а также магические ритуалы с ножом и прутом.

Один, приписываемый Парацельсу, трактат утверждает, что ведьмы своим искусством вводят в тело человека различные предметы, которые непременно надо вытащить, чтобы больной поправился, а Ричард Бакстер приводит описание такой процедуры. Сатирик Сэмюэль Роуландс в 1602 г. был знаком с людьми, которые притворялись, будто владеют искусством вгонять иголки в плоть. Роберт Грин, известный ловкач, сообщает нам, что среди распространенных уловок мошенников елизаветинской поры была и такая: «Наполнить письмо иголками, уложив их в таком математическом порядке, чтобы, когда получатель его откроет, иголки взлетели в воздух и вонзились в его тело с такой силой, как если бы ими выстрелили из ружья или выдули изо рта при помощи трубки».

В 1762 г. в Бристоле зловредный дух наподобие полтергейста нашпиговал булавками разные части тела Молли и Добби Джайлзов – об этом сообщает в своем детальном отчете мистер Генри Дурбин, аптекарь. А вот Вейер высмеивал веру современников в то, что ведьмы с помощью дьявола могут помещать в тело человека различные инородные предметы, такие как солома, свиная щетина, рыбьи кости, колючки и так далее. Похожими способностями обладали якобы колдуны с Виноградника Марты, и англичане им верили.

«Обычай их был таков, – пишет Мэтью Мейхью, – либо они призывали духа, тот появлялся и делал все, что они ему приказывали; либо они скручивали из кусочка кожи предмет наподобие наконечника стрелы и вкладывали в него волос; или брали кость, рыбную например (чтобы околдованный знал, что это ведовство), и совершали над ней определенные церемонии, а потом разбрасывали их, так что те исполняли их желание». Все эти предметы, добавляет он, действительно находили, потом в телах больных и извлекали.

Британские и континентальные рассказы о ведьмах изобилуют примерами страдальцев, которые извергали из себя кости, булавки, гвозди, иголки, кусочки свинца, мелкие монетки, обломки точильного камня, ореховую скорлупу, кусочки камыша, волосяные или шерстяные шарики и тому подобные предметы, которые ведьма каким-то образом ухитрялась ввести в организм. Когда у Эдуарда Бонаванта из Рединга (1634 г.) начинался очередной припадок, вызванный, как он считал, колдовством Уильяма Уоллеса и его жены, то ему казалась, будто внутри у него бегает мышь.

Одна эссексская ведьма, казненная в 1645 г., в пору наивысшего влияния Хопкинса, поведала Джону Стерну про своего беса, который пытался влезть ему в рот; если бы ему это удалось, и он спустился бы по его пищеводу, «то в животе у него начался бы настоящий жабий пир». По крайней мере так утверждает сам Стерн. Для избавления от одержимости, сообщает Дрейдж в своем «Трактате о немощах и болезнях, вызванных ведовством и другими сверхъестественными причинами» (1665 г.), «травы кипятят в горшке, над которым околдованному следует держать голову, едва почувствует приближение припадка; мастер Гиббоне из Харборо вылечил одну одержимую таким образом; подобие мыши выскочило из ее рта, и она полностью исцелилась; один джентльмен, живущий в окрестностях Хантингдона, сам это видел и мне рассказывал. Другие излечивались, бросая пахучую субстанцию на горящие уголья; так излечилась одна знакомая мне девица, чей рот держали раскрытым, когда наступил припадок, и из него тоже выскочило что-то похожее на мышь».

Декан Гранвилль из Дарема пересказал историю со слов некоего французского врача из Прованса. У того был пациент-меланхолик, который забрал себе в голову, будто одержим дьяволом, и никакими силами нельзя было его разубедить. Тогда хитрец доктор решил ему подыграть и пришел как-то к нему в дом, захватив с собой священника, хирурга и летучую мышь в мешке. Доктор сказал больному, что может избавить его от страданий, если он согласится на маленькую операцию. Священник прочитал молитву, и хирург сделала на боку пациента небольшой разрез. Тогда врач, «который приготовил заранее свою мышь, едва только разрез был сделан, выпустил ее из мешка и воскликнул: „Смотрите, вон дьявол полетел”. Больной поверил ему и исцелился».