МЕДИУМ СТЕЛЛА К

Англичанка-медиум, феномен которой изучался и проверялся Гарри Прайсом. Выступала также под псевдонимом “Стелла К.”. Иногда, к ее фамилии (разумеется, английскому варианту) ошибочно, добавляется буква “е”.

Стелла Крэншо родилась 1 октября 1900 года в Норт-Вулвиче (Англия). О ее детстве известно не так уж много, да и этой информацией мы обязаны Прайсу, чья правдивость неоднократно ставилась под сомнение. Тем не менее, если ему верить, в возрасте 11 лет Стелла, присутствуя на службе в церкви, не смогла сдержать приступа смеха. В возрасте 20-ти с небольшим лет она стала центром полтергейста: в ее присутствии иногда перемещались предметы, раздавались какие-то стуки непонятного происхождения, даже наблюдались вспышки. Дважды или трижды в год она ощущала порывы ветра в своей комнате. Временами это происходило даже посреди зимы, при плотно закрытых окнах и дверях. Всякий раз это необычное ощущение возникало, когда Стелла находилась поблизости от цветов. Крэншо вообще страстно любила цветы.

Согласно воспоминаниям все того же Прайса, он встретился со Стеллой в начале 1923 года, возвращаясь вечером из Лондона домой в Пулборо. Девушка только-только нашла, как ей казалось, хорошую работу, устроившись медсестрой в госпиталь. Разговор у них зашел о психических явлениях, поскольку Прайс попытался объяснить ей, чем он занимается. Стелла проявила тогда очень слабый интерес к теме, хотя и рассказала собеседнику о некоторых странных происшествиях, имевших место в ее жизни. Без особого труда Прайсу удалось уговорить девушку испробовать свои способности в ходе экспериментов. Под этим понималась серия медиумических сеансов, и первый из них состоялся 23 марта 1923 года в штаб-квартире Лондонской спиритической ассоциации. Вознаграждение Крэншо выразилось в весьма скромной сумме – нескольких фунтах в неделю, и для того, чтобы их заработать, девушка отпрашивалась с работы после полудня. Уже первый сеанс привел к целому ряду сюрпризов. Главный из них, заключался в том, что Стелла, никогда не считавшая себя медиумом, имела своего бестелесного духа – «хозяина”, по-видимому, ответственного за все то, что происходило во время сеансов. “Хозяин” Крэншо, представившийся как “Пальма”, общался с присутствующими посредством стуков. Он выполнял некоторые просьбы участников сеанса – к примеру, перемещал тяжелый дубовый стол в различных направлениях. Во время того же сеанса термометры зарегистрировали резкое падение температуры в помещении. Здесь следует отметить тот факт, что понижение температуры являлось отличительной чертой сеансов Крэншо.

С целью более тщательного изучения феномена Стеллы на научной основе Уолтер Прайс разместил в комнате несколько приборов. Один из постоянных участников сеансов сделал специальный двойной стол. При этом внутренний стол был выполнен в виде своеобразной клетки, куда помещались различные предметы. В самый первый раз туда положили музыкальные инструменты (виолончель, губную гармонику и небольшую трубу), зазвучавшие во время сеанса. Интересно, что погремушку чья-то невидимая рука из клетки выбросила. Прайс собственноручно изготовил прибор под названием “телекинетископ”, который освещался при замыкании двух металлических контактов. Они находились в чашке, прикрытой мыльным пузырем, не оставлявшим возможности сомкнуть контакты так, чтобы об этом никто не узнал. Несмотря на меры предосторожности, красный свет время от времени вспыхивал во время сеансов.

Первая серия экспериментов включала в себя 11 сеансов и прервалась, когда Крэншо достигла полного упадка сил. Она и раньше жаловалась на утомление, ее пульс учащался, а резкие падения температуры в помещении вызывали у Стеллы озноб. Крэншо показалась врачу, который посоветовал ей немного отдохнуть. Еще одним отрицательным результатом совместной с Прайсом работы стало ее увольнение из госпиталя.

Не только медиум, но и сам исследователь пострадал от собственной инициативы. Прайс имел некоторый опыт в области магии, (кстати говоря, в тот период, когда проводились описанные эксперименты, он по-прежнему, считал себя “магом”) и являлся, в общем-то, новичком в области психических исследований. Его коллеги упрекали Прайса в том, что он слишком серьезно относится к феномену Крэншо, а Общество психических исследований (ОПИ) выражало обеспокоенность по поводу слишком тесных связей Прайса с Британским колледжем научной психики (БКНП), спиритической организацией, хотя некоторые официальные представители ОПИ сами посещали медиумические сеансы. Эти господа убедили Прайса в том, что было бы лучше провести последующие сеансы в штаб-квартире ОПИ.

Исследователь с большим трудом уговорил Крэншо продолжить эксперименты, поскольку девушка только-только устроилась секретаршей в одну из фирм. В конце 1923 года в ОПИ провели еше два сеанса, после чего Стелла вновь прервала работу. Ее отношения с Прайсом, вначале теплые, потом прохладные и даже холодные, резко сменились на совершенно ледяные по не совсем понятным причинам. Несмотря на то что Крэншо всем говорила о своей усталости, в одном из ее писем того периода, отправленном Прайсу в феврале 1926 года (перед самым началом очередного этапа совместной работы с ним), называется совершенно иной мотив. Она писала, что, по-видимому, “жестоко ошиблась” в нем.

Сеансы 1926 года проводились в возглавлявшейся Прайсом Национальной лаборатории психических исследований, организованной в помещениях, принадлежавших Лондонскому спиритическому союзу (см. Колледж: психических исследований). Феномен Крэншо сохранил к 1926 году свои отличительные особенности, но стал заметно слабее. Успели провести 14 сеансов до того, как Стелла вновь отказалась продолжать работу в августе того же года.

Исследования возобновились в 1927 году и имели своей целью выяснение причин резких температурных падений. Прайс принял участие в заключительной серии из девяти сеансов, проведенной в 1928 году незадолго до того, как Крэншо вышла замуж.

В августе 1928 года Стелла сочеталась браком с Лесли Диконом и сразу же отказалась от продолжения исследований. Она так и не стала профессиональным медиумом, и все ее сеансы были проведены при участии Прайса. Неизвестно, как провела эта загадочная женщина оставшуюся часть своей жизни.