ГОНЕНИЯ ПОВИТУХ

Чары и заклинания всегда служили повивальным бабкам дополнительным средством, а Церковь чувствовала себя обязанной такую практику искоренять. Повитухи должны были получать лицензии у епископов, и количество их всегда держалось под строгим контролем.

В 1481 г. Агнес Маршалл предстала перед выездным судом Йорка за то, что помогала женщинам в родах, не обладая для этого достаточными знаниями, и обращалась к заклинаниям.

В 1538 г. Николас Шакстон, епископ Солсберийский, предостерег всех приходских священников, чтобы они строго-настрого «запретили всем повитухам склонять рожающих женщин давать любые необдуманные обеты отправиться в паломничество к тому, или иному изображению, как только разрешатся от бремени, а уповать только на Бога. Запретить также всякие пояса, кошельки и мерки Богоматери, вкупе с прочими суеверными предметами, оборачивать вокруг тела роженицы для убеждения, будто от этого родит она быстрее».

В 1554 г. Боннер, епископ Лондонский, во время выездной сессии задал вопрос: «Используют ли повитухи и другие женщины, которые приходят помогать роженицам, ведовство, чары, колдовство, заклинания или молитвы, кроме тех, что разрешены и согласуются с законами и распоряжениями Католической церкви?» – и на следующий год издал специальный указ, запрещающий подобные практики.

Королевский указ королевы Елизаветы от 1559 г. вполне согласуется с мнением Боннера: «Если станет известно, что кто-нибудь практикует различные заклинания, колдовство, чародейство, вызывает демонов, чертит круги, ворожит или заговаривает или использует любые другие виды искусства или измышления, изобретенные дьяволом, и в особенности во время родов».

В особенности значительными оказываются результаты расследования выездной сессии епархиального суда в Салопе, 1584 г., поскольку в них непосредственно упоминается размыкающее заклятие: «Если станет известно или падет подозрение на какую-нибудь повитуху в вашем приходе, что она во время родов использует колдовство, ведовство, заклинания, открывает сундуки и двери, или произносит запрещенные молитвы и иные суеверные слова». Широко распространено поверье, что, когда какая-нибудь женщина рожает, надо развязать все узлы и отпереть все замки.

Вот образчик заклинаний XV в., к которым прибегали повитухи. Он содержит перечисление: «Святая Мария родила Христа, Святая Анна родила Марию, Святая Елизавета родила Иоанна, Святая Цецилия родила Ремигия», за которым следует выразительное обращение к не родившемуся еще младенцу:

«О дитя, живым или мертвым, изыди наружу, ибо Христос зовет тебя к свету!» Подобный призыв в англосаксонские времена принято было писать на девственно-чистом воске, а потом привязывать табличку к правой ступне роженицы.

Марджори Журдемейн, Ведьма из Айи, наверняка поднаторела в подобных практиках. Сохранились свидетельства того, что дама Элинор Кобхем обращалась к ней не для того, чтобы извести короля Генриха VI при помощи восковых кукол, но для того, чтобы та помогла ей забеременеть.