Истина и свобода

Благодаря антропологии трехчленный вопрос о Боге, мире и человеке встает в трансцендентальной философии как вопрос об онтологическом источнике, области существования и синтезе этих элементов в человеке как форме конечности.

Именно через соотношение этих трех понятий вскрываются, согласно Фуко, отношения Критики и антропологии, антропологии и трансцендентальной философии: «Критика, вопрошая о соотношении пассивности и спонтанности, т. е. об a priori, ставит ряд вопросов, упорядочивающихся в понятии Quellen. Антропология, вопрошая о соотношении темпоральной дисперсии и универсальности языка, т. е. об источнике, ситуирует проблематику, являющуюся проблематикой уже данного мира, Umfang.

Трансцендентальная философия, определяя соотношение истины и свободы, т. е. ситуируясь в пространстве фундаментального, не может избежать проблематики конечности, Gren-zen».

В возвращении к этим трем понятиям, точнее, к их циркулярному ансамблю, Фуко видит специфику современной ему философии, ее проблематику и концептуальную судьбу. Начиная с Канта, философия, как он подчеркивает, будет всячески стремиться превзойти и выйти за пределы этого наложения, а антропология станет пространством, в котором будет постоянно актуализироваться смешение и взаимопроникновение трех сфер. Антропологический анализ, по Фуко, будет развертываться, не разделяя проблематики необходимости и проблематики существования, Критики и антропологии, смешивая анализ условий возможности и исследование в пространстве конечного.

Фуко подчеркивает, что наиболее ярко такая деструктуризация философского пространства заметна в феноменологии.

Исходный замысел Гуссерля в трактовке Фуко — высвобождение априорных областей. Однако, поскольку априорные области никак не могут быть пространством своего собственного высвобождения, в пространстве феноменологии заходит речь о непосредственной субъективности, и всякое обращение к фундаментальным областям сопряжено с проблематикой мира и в-мире, а также проработкой проблем эмпирического. «Тому доказательством вся феноменологическая психология и прочие вариации анализа существования», — отмечает Фуко.

Философская мысль Фуко

Здесь, в комментарии, Фуко как раз и поднимает проблему статуса Кантовой антропологии как эмпирической психологии и обозначает все те нестыковки, которые вследствие этого возникают. Антропология Канта в критическом взгляде Фуко по своему месту в структуре трансцендентальной философии имеет статус философской антропологии, однако по своему содержанию является, скорее, эмпирической психологией. Поэтому, и Фуко это совершенно справедливо отмечает, сама антропология Канта по своим истокам и содержанию вписана одновременно в две традиции: с одной стороны, в традицию трансцендентальной философии и критической рефлексии, а с другой — в традицию эмпирической психологии и немецких антропологических исследований второй половины XVIII века.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Эта, если можно так сказать, двойная наследственность и рождает проблемы.

По Фуко, проблема, актуальная от Канта до Гуссерля и его последователей, — это проблема эмпирического в антропологически – критическом повторении.

Поэтому самым важным вопросом, который здесь встает, Фуко называет вопрос о том, «молено ли разработать такую антропологию, которая не определяла бы свое содерлсание и свои законы посредством эмпирического, но посредством рефлексии о человеке обратилась бы к сущности… Эмпирическое имело бы там значение как пример, не определяя и не подрывая самой формы знания».

Антропология Канта для Фуко в этом смысле — лишь собрание примеров, поэтому необходимо найти принципиально иные, чем кантовские, ориентиры для антропологии.

В поисках таких ориентиров Фуко обращает внимание на еще один немаловажный момент в истории антропологической традиции: картезианский характер антропологии. Начальное становление антропологического проекта в XVII веке было связано с критикой картезианского механицизма и привело к совмещению в антропологии двух областей: физического и телесного. Тело стало трактоваться как нечто природное, естественное, не являющееся при этом физическим, наукой о теле становится физиология, подобная физике как науке о телах и объектах, и именно она объединяет все эмпирические знания о человеке. Физиология окончательно выделяется из физики, и, по Фуко, «существование антропологии есть одновременно причина и результат или, во всяком случае, показатель этого расхождения». Поэтому знание о человеке начинает развиваться в единстве метафизических исследований души и медицины как технической практики тела.

Смотреть на видео философию Мишеля Фуко