Формирование положительного типа взаимоотношений с ребенком

Восприятие родителями своего ребенка как личности, что проявляется, прежде всего, в превалировании личностной формы общения и наоборот, без личностном отношение к ребенку со стороны родителей, которое порождает авторитарную форму общения, приводит к соответствующим деформациям в личностном развитии ребенка, усложняя возможности его самореализации. Отсюда следует, что родителям стоит уметь устанавливать такой тип взаимоотношений, который способствует гармонизации отношений с ребенком и реализуется в пространстве психологически оптимального общения. Важными признаками психологически оптимального общения выступают готовность к осознанному взаимопознанию, взаимопониманию; использование диалогической стратегии общения как основы взаимодействия; соблюдения открытости, искренности, уважения, адекватной требовательности, конгруэнтности, соучастия; умения говорить и слушать; умения отражать мысли и чувства партнера; направленность на самовоспитание и самореализацию; использование оптимальных средств воспитательного воздействия.

Проявление этих признаков зависит от уровня психологических знаний родителей о сущности и особенностях общения с ребенком, в частности, об особенностях собственного стиля; от действия их перцептивно-рефлексивных умений; от степени готовности к безусловному принятию ребенка, положительного отношения к нему, соучастия.

От уровня сформированности у родителей умений и навыков эффективного использования разнообразных средств общения, применение конструктивных стратегий взаимодействия и эффективных средств воспитательного воздействия.

Итак, оптимизация общения – это процесс сознательного выбора наилучшего варианта общения в конкретных условиях, предполагающий неразрывную связь цели общения (обмен информацией, организация взаимодействия, познания друг друга) и средств и форм ее достижения (личностно-ориентированное общение).

Наиболее целесообразным в процессе общения родителей с детьми является применение личностно ориентированного подхода, внедрения основных идей и принципов которые в семейном общении гармонизируют семейные отношения, обусловливают выбор родителями психологически оптимального общения, способствуют в целом всестороннему развитию ребенка.

Недостаточная экспериментальная разработка психологических исследований по проблеме оптимизации общения в условиях семейного взаимодействия обусловливает целесообразность организации эксперимента, направленного на изучение специфики общения родителей с детьми дошкольного возраста.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Выявление влияния родительского отношения на процесс общения в семье.

Определение психологических условий, обеспечивающих оптимизацию процесса общения родителей с детьми-дошкольниками и обоснование форм помощи родителям с целью оптимизации их взаимоотношений с детьми дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование, проведенное в 100 семьях, показало, что, неадекватное отношение родителей к ребенку, неэффективное общение приводит к формированию у детей:

  1. комплексов неполноценности,
  2. неврозов,
  3. неосознанной неприязни,
  4. чувству тревоги, вины,
  5. низкого самоуважения,
  6. трудности в построении теплых отношений с другими.

Анализ определенных типичных проблем семейного воспитания, результатов изучения особенностей общения в обследованных семьях дает основания считать, что психологическими условиями, позволяющими повысить эффективность процесса семейного общения с целью его оптимизации, являются сложившиеся у родителей приемы эффективной коммуникации:

  • безусловное принятие ребенка,
  • активное слушание,
  • диалог,
  • обратная связь,
  • использование родителями невербальных средств общения

И конструктивные способы взаимодействия родителей с детьми

  • мотивационно-ценностное отношение,
  • авторитетно-доверительные отношения,
  • положительная эмоциональная поддержка,
  • стратегия взаимодействия.