<

Телеология и семиотика в эйдосе

Просмотров: 179

Хаос и Логос

С момента появления человека, его главным сознательным императивом стало: «Выжить!». А значит, ему вменялось свыше на века бороться с Хаосом {1}. Гераклит, пожалуй, был один из первых, кто своей первой доктриной, почитая огонь, считал, что вместе с огнем человеку дан Логос. Логос не только как слово или речь, но и первопорядок вещей {2}. Как известно, в христианстве «Логос» определен начальными словами Евангелия от Иоанна:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог«.

Согласно нашим представлениям, Хаос и Логос это фундаментальная пара философских начал представляющих собою ортономию [1] первого и второго статусов эйдоса, который символически образно может быть представлен так:

хаос — логос — упорядочивание — конструкт — организация.

Характерно, что одной из доктрин Гераклита был: «Все есть поток». Согласно нашей гипотезе изложенной ранее [2] — поток основной «элемент» онтологии. А эйдос, как организационное начало Мира, в аспекте онтологии потока, есть пять форм движения:

линейное — круговое — спиральное — тороидальное — линейно-тороидальное.

Для мышления человека, эйдос обладает собственной эйдетической логикой [3].

Телеология (целенаправленность)

Как писал Асмус В.Ф.(«Античная философия»): «Особенность объективной телеологии Аристотеля, отличающая ее от телеологии Платона, в том, что Аристотель отрицает сознательный характер целесообразности, действующей в природе. У Платона носительницей сознательного целесообразного начала была душа мира, правящая всем мировым процессом. Напротив, по мысли Аристотеля, целесообразное творчество природы осуществляется бессознательно«.

То есть и Аристотель и Платон предполагали телеологию Мира. Но расхождение у них было в части «бессознательности» или «сознательности». Эта проблема остается открытой и по сей день. Так, известный физик А.М. Хазен писал [4]:

«Разум человека, в отличие от разума природы, требует формулировок им самим конкретных целей своей работы. Для природы целью являются экстремумы энтропии-информации и её производства, в частности, максимум способности к превращениям«.

В другом месте этой же книги А.М. Хазен пишет:

«Од­на­ко природа не имеет цели. Этим информация в законах фи­зики отли­ча­ет­ся от ин­фор­мации при передаче человеческих сообщений«.

Из этих сообщений А.М. Хазена можно сделать вывод, что сама цель есть эволюционное понятие, и изменяется по мере эволюции.

В общечеловеческом психологическом плане, цели предшествуют некие обстоятельства нашей жизни, возникающие как вызовы. Например, у человека стесненные жилищные условия, как обстоятельства. Тогда у него возникает намерение приобрести собственное жилье.

Само по себе жилье, как цель, относится к Будущему [5]. Мостик между Прошлым (намерением) и Будущим (цель) осуществляется в Настоящем — усилиями достижения цели. Таким образом, получаем эйдос:

обстоятельства — намерение — достижение — цель — соответствие (0).

Соответствие, или отсутствие таковой цели, намерению, возможно, будет основанием новых обстоятельств.

Характерен такой момент, что четвертому статусу эйдоса в физическом плане, соответствует энергия. Поэтому целеустремленные люди всегда, как правило, энергичны.

Два типа эйдосов

Основная идея данной статьи в том, что изучение эйдосов показало, что их существует как бы два типа:

а) примером первого типа может служить эйдос чертежей линейных конструкций:

точка — линия — угол — плоская фигура — объемная фигура (1).

используя данный эйдос можно построить как все фигуры Платона, так и любые конструкции зданий. Но данный эйдос не мыслится как самодостаточный (отсутствуют потоки).

б) в отличие от эйдоса линейных конструкций, эйдос динамики материальной точки:

dm/dt — mV — mdV/dt — mVV/2 — mVdV/dt (2),

является самодостаточным. То есть при столкновении двух биллиардных шаров, они сами определяют, какому шару передается энергия. И еще очень важная особенность. Их самодостаточность выражается в поддержании принципа суперпозиции [6]. То есть, они коллективно поддерживают законы сохранения своих статусов (например, закон сохранения импульса). Этот коллективный «центрирующий» эффект и является ответственным за динамическую гармонию.

Любой эйдос представляет собой элементарный Текст [7]. Таким образом, мы можем разделить эволюционные процессы на два этапа: когда сама Природа создавала Текст (до появления человека); и когда Текст стал создавать человек, благодаря наличию второй сигнальной системы — как торжества семиотической эволюции.

Биология и семиотика

Биология тоже стала ощущать на себе господство знака. Вот что пишет А.У. Игамбердиев [8]:

«В соответствии с развиваемыми представлениями, мы можем дать следующее определение жизни: жизнь – это самоорганизующая и порождающая активность открытых неравновесных систем, обусловленная их семиотической структурой. При этом один из центральных вопросов, встающих при изучении сложных (биологических и социальных) систем, состоит в том, каким образом семиотические отношения связаны с динамикой системы«.

Надо сказать, в системном плане труд [8] Игамбердиева А.У. перекликается с системными (семиотическими) идеями А.И. Шушарина [9], которые можно отразить эйдосом:

асимметрия — симметрия — характер отношений — форма отношений — результат отношений (3).

Игамбердиев А.У. пишет:

«Усложнение организации всегда есть диссимметризация. Редукция потенциальных возможностей неизбежно нарушает исходную симметрию. В этой связи процессы онтогенеза и эволюции тесно связаны с проблемой симметрии и диссимметризации в функционировании биологических систем. В физике с понятием симметрии связаны наиболее фундаментальные характеристики мира. Физические симметрии соответствуют, согласно теореме Нетер, законам сохранения, и нарушения симметрии всегда ведут к поиску новых, глобальных симметрий«.

Сущность эйдоса отражается в его втором статусе, это симметрия. В общефилософском эйдосе:

качество — количество — направление (изменение) — структура — проявление (4),

симметрии соответствует категория количества. Асимметрия рассматривается в связи с «входом» как качество. Уже из такого рассмотрения видно, что цель эйдоса — удержать гармонию с внешним миром двояко: изменением своей сущности (симметрии, количеством) и влиять на асимметрию и симметрию окружения (с «выхода»).

Телеология и эйдос

Если исходить из телеологии и наличия семиотического эйдоса:

значение — знак — символ — категория — концепт (5),

то телеологических категорий две: недостаточность и избыточность. Эти категории по своему эйдетическому статусу относятся к Знанию. То есть, для психики они символизируют Будущее [8].

Поскольку в основу эйдетической онтологии телеологических систем входит поток, то нет надобности, особенно описывать данные категории. Напомню, что восточная философия прекрасно знала эти категории из теории ЯН и ИНЬ. Болезнью в акупунктуре считались блокирование потоков невидимой энергии в «меридианах». А излечение было связано с разблокированием их посредством седативных (угнетающих, ИНЬ) и тонизирующих (возбуждающих, ЯН) иглоукалываний.

Эти две категории известны каждому, по гипо- или гиперфункциям органов и параметров организма. Понижение или повышение температуры, давления, параметров крови и т.п. Избыточный вес и наоборот худоба, потливость и сухая кожа. Эти и другие проявления нашего организма всегда имеют своей целью динамическую гармонию {3}, в основе которой лежит качественно-количественное равновесие структуры относительно потоков, их создающих и поддерживающих.

То же самое на производстве. Недостаток или избыток материалов на складе, низкая или высокая квалификация служащих, маленькая или солидная зарплата. Это и многое другое, возникнув из-за внешних возмущений относительно нормы всегда «выступает» как некие отклонения.

Это отклонение  несет в себе, прежде всего, качественный аспект новой ситуации. Он несет в себе знак отклонения («плюс» или «минус»), который возник в эйдосе. Этот знак отклонения указывает, в каком направлении необходимо двигаться норме.

Категория семиотического эйдоса уже содержит в себе информацию как о знаке («плюс» или «минус»), так и величине отклонения эйдоса от нормы. То, что мы обозначили как избыточность и недостаточность.

Концепт семиотического эйдоса сводится к тому, чтобы создать такую коррекцию на «выходе», способную компенсировать избыточность или недостаточность отклонения, для восстановления нормы. Сам по себе телеологический эйдос можно представить так:

возмущение — норма — отклонение — распознавание — коррекция (6).

Мы сейчас оставляем в стороне вопрос, через какие эйдосы окружения коммутативно производится коррекция, хотя частично этот вопрос затрагивался в [10]. Главное для нас то, что сам эйдос (как организационный принцип) способен к собственному самосохранению. Причем, важнейшей обще-методической ценностью можно считать, что сущностью такого эйдоса (второй статус) является норма. Норма в эйдосе поддерживается двояко: во-первых, количественно меняясь; во-вторых, меняя внешнее окружение (эйдосов).

Может показаться странным, а как же аристотелевские категории? Например, качество и количество — они, например, не входят напрямую в статус категорий семиотического эйдоса. В том-то и дело, что восточная и западная философия развивалась разными путями. И качество, и количество это ортономия [1] в терминах эйдетической логики. Они не обладают онтологической (размерной) равнозначностью. Логически количество следует за качеством. В то время как недостаточность и избыточность несут в себе именно статус Знания, поскольку, к примеру, «недостаточность» несет в себе знак («минус», качество) и степень отклонения (коэффициент, количество). Недостаточность и избыточность являются антиномией, т.е. принадлежат одному статусу эйдоса, но противоположны друг другу.

Деньги

Ч.У. Моррис, «Основания теории знаков»: «Знак должен иметь десигнат; тем не менее очевидно, что не каждый знак действительно указывает на какой-либо реально существующий объект«.

Согласно Википедии: «Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (http://ru.wikipedia.org/wiki/Смысл) (означаемого) (см. значение (http://ru.wikipedia.org/wiki/Значение))«.

У денег его «означаемое» — это число (номинал денег), которое носит количественный характер. Это как раз тот знак (Моррис), который не имеет десигната. В отличие от знака «расческа» соотнесенного с конкретным предметом (с расческой), количественная интерпретация денег, говорит о том, что за этим может стоять качественная многозначность. Действительно, если есть философский эйдос (4), то значение денег числовое, но относится к качеству.

Так оно и есть на самом деле. Если мы возьмем экономику, то независимо от того, берем ли мы тонну угля, литр спирта, погонный метр ткани — все они для экономики выражаются в национальной валюте — в рублях.

Поэтому деньги, как знак, исторически неся на себе функцию универсального товара для обмена, стали универсальной нормой учета общечеловеческих ценностей различного рода.

***

Википедия: «Деньги — специфический товар (http://ru.wikipedia.org/wiki/Товар), который является универсальным эквивалентом стоимости (http://ru.wikipedia.org/wiki/Стоиомсть) других товаров или услуг«.

Но мы хотим понять деньги исходя из телеологии. Тогда «знак» (5), как сущность семиотического эйдоса, несет в себе определенную норму (6) в смысле телеологии. С философской точки зрения:

 сущность денег — это знак социальной нормы человеческого существования, отражающий наличие в социуме и Природе качественного многообразия реальных возможностей для его выживания, и применимый к любым элементам {4} социальных отношений.

В телеологическом аспекте символ денег несет в себе отклонение, в котором должно измениться социальная денежная норма элемента социальных отношений (например, из-за изменения спроса и предложения). А категория обозначает знак (плюс или минус) отклонения и величину несоответствия внешних условий целям выживания эйдоса.

Тогда знаковый концепт денег: приведение системы к качественно-количественной динамической гармонии {3}. В общепринятых представлениях, этим занимается рыночная экономика.

Заключение

1. Целенаправленность, как тип поведения, отражается эйдосом (6), который носит кибернетический аспект и практически должен осуществляться в семиотической системе. Семиотика через Логос позволяет ввести упорядочивание в Хаос с цельюконструктивности и организованности.

2. Оптимальная конструктивность и организованность достигается, если категории избыточности и недостаточности уравновешены. Этот момент динамической гармонии {3} является критерием Здоровья системы.

3. Цель общества — поддерживать динамическую гармонию (Здоровье).

4. В соответствии с эйдосом социума:

мотивы – человек – деятельность – институты – отношения,

сущностью эйдоса является человек. Он же главный ее актор, который через свою деятельность посредством общественных институтов (администраций, фабрик, парламента, судов,….) устанавливает социальные отношения.

Императив телеологии (выживания) возрождает тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей». В том смысле, что он формирует, и его формируют общественные нормы. (Изменяя себя — изменяем Мир, изменяя Мир — изменяем себя).

Здоровье общества — в его социальных институтах, которые на всех уровнях должны быть динамично гармоничными: от взаимоотношений сотрудников до межотраслевых взаимоотношений. О Здоровье общества кроме него самого заботиться некому.

5. Управление (в телеологическом аспекте) — качественное и количественное изменение частей целого с целью его динамической гармонии. Процесс этот циклический, поскольку окружающая среда любой системы всегда изменяется. Конечной целью любого управления является Здоровье системы.

Литература

  1. Сахно В.А. Антиномия и ортономия, 15.09.2012, http://sahno.trinitas.pro/2012/09/15/anti-i-orto/
  2. Сахно В.А. Поток как базовый онтологический «элемент». 20.08.2012, http://sahno.trinitas.pro/2012/08/20/potok-kak-element/
  3. Сахно В.А. Эйдетическая логика, 01.04.2012.
  4. Хазен А.М., «Разум природы и разум человека». М. 2000.
  5. Сахно В.А. Опыт Прошлого и Знание Будущего, 29.09.2012, http://sahno.trinitas.pro/2012/09/29/opyit-i-znanie/
  6. Сахно В.А. Эйдос как универсальный «шаблон единого языка», 12.11.2011.
  7. Сахно В.А. Мир как Текст // «Академия Тринитаризма», 17.06.2012.
  8. Игамбердиев А.У., Логика организации живых систем,
    Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1995. — 152 с.
  9. Шушарин А.С. Полилогия современного мира, М.: «Мысль», 2004.
  10. Сахно В.А. Первопринципы А.Ф. Лосева (Бытие, Небытие, Инобытие) в современной трактовке эйдоса, 05.09.2012.

Примечания

{1} Хазен А.М. [4]:

«Что такое – хаос? Дана система из многих элементов. Эти элементы обладают заданными свойствами и могут равновероятно случайно изменять своё состояние. Изменение состояния любого из элементов не зависит от изменений для остальных. Состояние элементов такой системы есть хаос».

{2}Гераклит Эфесский, http://ru.wikipedia.org/wiki/Гераклит_Эфесский

{3} В самом простейшем представлении под динамической гармонией потоковых систем следует понимать установление такого состояния системы, когда для любых выделенных подсистем выполняется единое отношение (один коэффициент) полученной мощности к произведенной мощности подсистемы. Подробнее: (Сахно В.А. Динамическая гармония, 19.03.2011, http://sahno.trinitas.pro/2011/03/19/dinamicheskaya-garmoniya/)

{4} Под любыми элементами социальных отношений понимаются не только, к примеру, товары, но и сам человек. Это ни в коем случае не должно звучать пошло. Пошлость в денежный знак вносит его частный «приватизационный» характер. В то время как деньги символизируют, в первую очередь, общественный характер отношений.

Можно это выразить проще: каждый труженик стоит ровно столько, за сколько его трудовые услуги и изделия готово купить общество. В этом плане, собственность играет только инструментальную роль, за владение которой никто платить не готов. А вот за организацию рабочих мест, за продвижение технологий, за все, что имеет характер потока, приносящий Здоровье обществу — всегда по факту, оцениваемому самим обществом (например, его экспертными советами).

Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>