<

Анатомия смысла

Июн 01, 2010
Просмотров: 150

Введение

А.В. Соколов, составляя учебник по социальной коммуникации [1] честно писал в нем: «Проблема смысла, как и проблема идеального, не решена в современной науке и философии. Это — terra incognita нашего познания». Это признание достойно уважения. Сам А.В. Соколов, так же как и мы все, использовал в своем учебнике слово «смысл» 397 раз. Причем каждый раз мы понимаем тот или иной смысл этого слова «смысл» в зависимости от контекста.

В свое время автор статьи был заинтригован применением пентады в восточной медицине, где ей придавали в теории У-СИН некий универсальный и многоуровневый принцип. С другой стороны пентада Платона «в руках» А.Ф. Лосева тоже видоизменялась и носила некий универсальный характер. Да, определенные моменты он называл алогичными, но эти моменты носили закономерный характер. Все это заставило внимательнее присмотреться к логике как таковой. В.В. Демьянов был первым, кто показал физический механизм алогичного в формировании триады в разработке философии феноменологии эфира [2]. То, что мы обычно называем временем и пространством, оказалось постоянно действующим механизмом, в основании которой всегда некая исходная материальность структурного плана. Это привело нас к мысли, что если триады носят творческий характер, за которыми стоит Свобода даваемая нам в виде осей времени и пространства, то какая конфигурация, в принципе может породить организационный эффект более высокого порядка? Учитывая идеи В.В. Демьянова о циклогенезе, требования особой бинарной и триадной топики, такой структурой могла быть пентаграмма. Позже исследования показали, что если событиям придать даже первоначальную бессистемность («хаос»), а потом предположить перейти к закономерному порядку, то они будут определяться ситуационными моментами характерными для логики в следующем порядке:

Отрицание → эквивалентность → импликация → дизъюнкция → конъюнкция.

Это напрямую вписывалось в пентаграмму категорий именно по характеру смыслов, как это показано на Рис. 1.

Пентаграмма категорий для логических символов
Рис. 1. Пентаграмма категорий для логических символов.

То есть получается, что в алогичных моментах, соответствующим неким переходным процессам, своя закономерность, которую и связывали с диалектикой. Однако дальше двойственности дело не шло. Но, это говорит о том, что если существует Мир, то уже миропорядок заложен в нем! И тут мы сталкиваемся с дилеммой характерной для науки:

— либо мир это хаос и в нем есть исключительно невероятные случаи формирования неких бифуркаций и появления из хаоса порядка;

— либо мир имеет вероятностный характер в смысле В.В. Демьянова — конфигурационные объекты создают определенную вероятность. Монета — 1/2, куб — 1/6 и только так! Мир упорядочен изначально, а беспорядок в нем (по типу не убранной квартиры) — это эволюционный момент (ремонт квартиры).

Вот характерная фраза В.В. Демьянова: «Обобщенно говоря, мы будем рассматривать всю многообразную (в проявлениях и Феноменах) природу под углом зрения принципа: «Ничто высшее, более «сложное» не возникает без того, чтобы оно не существовало «внизу» в элементарном микроскопическом проявлении или неосуществленном (не проявленном) виде». Это одно из ключевых положений эвалектики, поэтому формулируем его в ином виде: «И количество, и качество всякого сущего, какой бы масштаб массивности и сложности свойств они не представляли, из Ничего не возникают, т.е. всякое количество и все виды качества всегда конечны в низшем, простейшем, элементарном».

Позже В.В. Демьянов выразился еще короче — «все от Плоти Единого». Эвалектика (эволюционный подход) предполагает наличие физического вакуума, который В.В. Демьянов называл «пятым» состоянием вещества, вслед за четырьмя общепринятыми. Мы выстраиваем, учитывая эзотерические представления, эти пять состояний в следующую пентаграмму категорий, придавая физическому вакууму первый статус в организации эволюции, как показано на Рис. 2.

Пять фазовых состояний Плоти Единого в пентаграмме категорий
Рис. 2. Пять фазовых состояний «Плоти Единого» в пентаграмме категорий.

Физический вакуум, в первую очередь, задает время. Его проявления многообразны (Козырев), но есть такое предположение, что в жидкости легче провести такие изменения. Более всего эти изменения проявлены в светилах небесных (плазма). Плазма меняет состав веществ структурно, способствую разнообразию тверди. Газ, по-видимому, играет определенную коммуникационную роль, как в космическом пространстве, так и в земной жизни.

Нам эта пентаграмма важна, что бы читатель интуитивно почувствовал глубочайшую взаимосвязь природных явлений. Смыслы родились не в голове человека, они были ему предпосланы изначально. Эти фазовые состояния каждому понятны и близки в явлениях Природы. Без этих фазовых состояний жизнь бы на Земле не состоялась. Мы подчеркиваем, что за всеми пентаграммами стоит «Плоть Единого», факт, который мы отразили в «Естественнонаучной онтологии» [3] под пунктом один очень просто — «Субстанция есть». Это для нас важно, что прикасаясь к области субъективного в своем исследовании смысла, мы не будем пользоваться такими словами как «Абсолют», «вневременность», хотя испытываем некий мистический восторг от возможностей Мира.

При анализе литературы посвященной смыслу, автору пришлось столкнуться с неудовлетворенностью некоторых философов учением А.Ф. Лосева о смысле, и мнением, что категории тождества и различия не объясняют природы смысла. Это связано с недостатком Внимания (забегаем вперед) у исследователей, первейшему понятию интеллектуального плана. Почему не заметили такую фразу из [4]: «Следовательно, и в сфере смысла сначала, на стадии становления, мы имеем тождество, которое сплошь становится, так что еще не видно, что же именно и с чем именно тождественно; и мы имеем здесь сплошь становящееся различие, или, скажем, сплошь наступающее, беспрерывно создающееся все заново и заново различие, и – мы тут еще не знаем, к чему же ведет это различие, откуда оно исходит и что именно является для него целью. Необходимо совершить скачок от сплошного и неразличимого становления к отдельно и расчлененно ставшему, тогда – мы получаем, по крайней мере, две точки нашего становящегося пути, о которых мы и сможем сказать, что они тождественны и что они различны». А.Ф. Лосев развивает категории различия и тождества дальше до категории Cтановления и Cтавшего, в пентаде категорий. Более того, долее он говорит: «Следовательно, смысл как ставшее, как наличное бытие, всегда есть некоторая структура, потому что он всегда на этой стадии содержит несколько раздельных точек, между которыми и разыгрывается диалектика самотождественного различия».

Ставшее он связывает, так же как и мы в метамодельном обобщенном представлении пентаграммы категорий М5<Качество, Количество, Преобразование, Структура, Проявление> с понятием Структура. И наконец, мощный финал, достойный этого великого ученого, но не понятого десятилетиями: «Эйдос есть, поэтому первое определение смысла вообще, т.е. первое полагание для него точных пределов, точных границ, в результате чего перед нами здесь и появляется первая и наиобщая структура смысла, в то время как до сих пор был только вечно бьющий источник смыслового оформления, но не самое оформление». Ранее он дает эйдосу пояснение: «Греческое слово «эйдос» означает «вид» в самом широком смысле этого слова. Это по-гречески и чисто чувственный вид, фигура, форма, картина, и чисто сущностный «вид», т.е. наглядно, оптически данная сущность».

Почему А.Ф. Лосев не был понят, и почему в философском обиходе слово «эйдос» стало малопривлекательным — этому есть много объяснений. Мы отметим только два таких момента:

1. Исторический.

Психологически, что особенно характерно для отечественной истории, упор в диалектике делался на антиномиях. Формулу «единства и борьбы противоположностей» уже сейчас, в 21 веке встретил в статье одного физика как факт мироустройства. То, к чему приводит борьба, а не созидательность, четко объяснил В.В. Демьянов в «Эвалектике ноосферы» [2] — не к чему хорошему, миллионы людских жертв и материальные потери! На этом же историческом фоне работал и А.Ф. Лосев. В частности, диалектическую пару платоновского Бытия, Покоя, и Движения он реорганизовал до Становления, Ставшего и Выражения. Однако увидеть в этом всю глубину, как развитие трех триад в полном объеме, и придать этому статус всеобъемлющего закона ему времени не хватило.

Становление, которое он часто употреблял вместо Бытия в пентаде Платона, есть диалектическое продолжение пары Различие и Тождество, если смотреть на эту пару не на как равноправную, а как на иерархию, преемственность, восхождение. Можно было обратить внимание, что в Тождестве встречается два момента, два события. Мы начертили прямую линию, на листке бумаги, любой длинны. Поставили на ней точку (событие). Потом поставили вторую точку (событие). Тут вроде и тождественность примитивная, поскольку у точки как токовой атрибутов нет, однако на прямой образовался интервал — мера. Следующий момент нам решать, куда двигаться с этим интервалом вправо или влево. Решили — вправо, так мы выбрали направление. А если мы будем откладывать нашу меру, то будем осуществлять Становление. Таким образом, Становление и Тождество это следующая антиномичная (развивающаяся) пара.

У А.Ф. Лосева, который написал уникальнейшее произведение «Диалектические основы математики», не мелькнула мысль, что Становление это аналог логической Импликации, что та же логическая тройка: «Металлы электропроводны» → «Медь металл» → «Медь электропроводна», сродни Становлению. Тождество и Становление тоже диалектическая пара, но просто выше рангом! И эта пара, также как и Различие и Тождество, в своем эволюционном организационном единстве синтезируют следующую категорию — Ставшее (Покой, Структуру, Дизъюнкцию, Энергию, …). Все зависит от плана (страта) Мира в котором вы рассматриваете явления. Но, пожалуй, ближе всего психологически вторую триаду легче понять на плане физическом (Рис. 3).

Пентаграмма категорий классической физики
Рис. 3. Пентаграмма категорий классической физики.

Если мы заметили, что камень падает под воздействием гравитационных сил на землю (Становление), то мы приходим к мысли построить маятниковые часы. Мы зафиксировали направление еще одной свободой размещать предметы по своему усмотрению — пространственной шкалой (добавили L). Это позволило в четвертом статусе организации зафиксировать падение камня (длинной маятника) в часах создав Структуру. Только Структура может хранить Энергию. Но эта структурированная энергия, выпущенная на свободу, проявляет себя в соответствии со своей структурой. Так Энергия, заключенная в Структуре маятниковых часов уже служит нам, при постоянной подпитке гравитационной энергии через цепочку и гирьку. Если мы ее видим, значит, она Проявляет себя. А это возможно только в проточной энергетической системе, где собственно и возможны организационные явления.

Так мы подошли к последней паре антиномий, более известной как платоновские Покой и Движение. Бытовые значения этих слов сослужили недобрую службу философам. На самом деле за ними кроются категории четвертого и пятого статуса развития, где Движение (Проявление, Конъюнкция) — это синтез Становления и Покоя (Структуры, Дизъюнкции). Организационная монада достигла последней точки, после которой она может выражать себя неким коммуникационным текстом вовне, но может и коммутировать сама с собой, создавая среду гомеостаза и сохраняя себя. Это свойство (в энергетическом аспекте), касающееся в первую очередь организмов, мы определили как принцип «пятьдесят на пятьдесят» [5].

2. Физический.

Вторая причина, по которой смысл не приобрел своего лосевского эйдоса, еще более глубока. Если посмотреть на физические законы и понятия как на эволюцию Свобод для массы (материальной точки) ее же физические представления времени и пространства Рис. 3, то формула размерности Мощности выглядит как ML2T-3. Это напрямую намекает нам, что мы живем в трехмерном временном континууме и двухмерном пространственном. А не в трехмерном пространственном и одномерно временном, как нам представляется в быту.

В книге Виктора Владимировича Демьянова «Онтология Абсолютного в хаосе своего относительного» (2003), где разбирались многие тонкости физического вакуума, есть такой эпиграф: «… сложнее всего на свете видеть своими глазами …. То, что лежит перед нами», Гёте.

Ну, давайте теперь посмотрим «своими глазами, то, что лежит перед нами». Каждый здравомыслящий человек будет убеждать нас, что Мир трехмерно пространственен, при этом размахивая руками, влево-вправо, вверх-вниз. Вот типичный диалог такого общения:

Здравомыслящий: «Ну, вот посмотри. Мы в комнате. Есть пол, есть стены, между ними 90 градусов. Ты согласен, что существуют эти стены этот пол и они все объемные?».

Автор: «Согласен, что существуют, но не согласен, что мы «видим» объем. Мы видим только поверхность».

Здравомыслящий: «Ну как же! Ну, вот доска сороковка. Ну, она же объемная, объемная! (Здравомыслящий чуть не плачет) Ну вот я ее пилю! Вот видишь горка опилок! Горка — видишь!»

Автор: «Нет, все, что я «вижу» напрямую, обходя горку опилок, это — поверхность, которую ты мысленно и автоматически достраиваешь до трехмерной горки в мозгу! Да и пилишь ты всегда по поверхности, и стены штукатуришь по поверхности. Я не говорю что объема нет, я утверждаю, что взаимодействуешь ты только с поверхностью, даже если имеешь в виду свет. А объем тебе нужен для координации в своих мыслях. Возможно, Творец скрывает от нас субстанцию, и мы не можем «проникнуть» в объем, этим предохраняя нас от соблазна сорвать «запретный плод». А мы в своей гордыне сделали булыжник в виде громадного коллайдера и пытаемся увидеть в осколках «объем».

Выскажу такое крамольное предположение, что субъект и объект в философии это физически инвертированные сущности в отличие от общепринятого мнения, где полагается, что субъект есть нечто активное, а объект нечто пассивное. Иными словами, поскольку мы их разделили (правильнее сказать Творец разделил) значит, они обладают некой объективной антиномией в рефлексии, а если они антиномичны, то в чем реально эта антиномия выражается? Автор, пока гипотетически, исходит из того, что субъект как феномен мышления создан, в неком смысле, инвертировано (и это главное его достоинство), и судит о явлениях объективно (иначе бы он не мог эволюционировать), но инвертировано. Иначе говоря, из-за сложившихся гравитационных особенностей для него, выгоднее видеть мир трехмерно-пространственным, чем трехмерно-временным. Да и есть у него тут скрытые преимущества. Ну, вот так легче и удобнее ему подниматься к себе на четвертый этаж по оси «Z», хотя двигается он по исключительно по поверхности. Ну да, он понимает, что строя дом по отвесу у него крыша шире основания, но ведь всего «чуть-чуть». Да и все конструирование у него проекционное — это его устраивает.

Это подмечено ранее (В.В. Демьянов), что человек в мозгу достраивает свою картину до трехмерной, хотя видит исключительно «поверхность» перед собой. Не будем углублять в это физическое явление, но согласимся с очевидными формулами физической размерности, что могут существовать четырех мерные Структуры наделенные структурой и энергией [L2T-2], для которых необходимо пятимерный континуум [L2T-3], чтобы проявлять материальность [M] в нашем Мире через механизм Движения и Проявления.

И еще один «простой» момент. Если посмотреть на зеркало, как на отражающий (рефлексный) момент, то отражение всегда субстанционально происходит на элементах отражающей среды, имеющих свою специфику и механизм отражения. Каковы свойства отражающей среды, таков и ее характер (вспомните голографию).

Вот этот сдвиг в мышлении (рефлексии) в угоду пространственных аспектов над временными аспектами, не позволял признать за смыслом «оптически данную сущность», а уж тем более детализировать ее.

Пентаграмма основных характеристик характера человека

Мир наделен смыслами. Люди тоже способны создавать, передавать (через коммутацию) и осуществлять смыслы. Смыслы образуются через деятельность.

Раздумывая, как обрисовать картину смыслообразования в сфере субъективного, мы решили использовать подход А.В. Соколова [1], который используя понятия хронотопа (пространственно-временные координаты), видит в социальных явлениях три момента движения смыслов. Цитируем:

» — генетический хронотоп, где происходит движение биологических образов и

генетических программ в биологическом времени и пространстве (ареале обитания дан-

ной популяции);

— психический (личностный) хронотоп, где бытуют смыслы, освоенные данной

личностью; это область духовной жизни, формируемая в процессе жизнедеятельности человека;

— социальный хронотоп, где происходит движение смыслов в социальном времени и пространстве, т. е. в определенном человеческом обществе».

Каждый, кто нянчил ребенка, с его первых дней знает, что поначалу у него взгляд даже не фокусируется. И только через некоторое время, в череде событий он может остановить свой взгляд на чем-то или ком-то. Первое, что осваивает ребенок, этоРазличие, для этого ему нужно определенное свое свойство — умение внимать, Внимательность. В логике этот момент связывают событийно с Отрицанием, как неким моментом меняющем ситуацию. В платоновской пентаде таксономически это отмечено как факт — Различие.

Ребенок живет своей жизнью, в которой питание, молоко занимает доминирующее место. Постоянное вскармливание, ритм, мера, его развитие, узнавание родного лица матери, отожествление всех благоприятных моментов развивает категорию Тождества, которая на психическом уровне создает значимость определенных эффектов, проявляющаяся в интересе к Миру и Сообразительности. Причем события выстраиваются от внутреннего состояния по определенной шкале интересов. Если мы сытые, то гугукаем, играемся. Но если время пришло кормить, а мама задерживается, то держитесь родители — появляется следующее черта личности — Воля. Это черта у каждого имеет свой оттенок — от жалобного попискивания (намерения), до оглушительного рева (решимости получить свое). Для ребенка слово Воля несколько большое в размерах, тут можно говорит о настойчивости, упрямстве, упорстве и т.п. Но мы выбираем ему слово «на вырост».

От того как соблюдается ритм, как устроен быт ребенка, какова его конституция у него проявляется следующая черта характера — Уверенность в себе. Уверенность приходит как структуризация быта и устойчивого энергетического (структурированного) потока. Это твердь и энергия, без которых дальнейшее проявление ребенка невозможны. Внимательность, Сообразительность, Воля, Уверенность могут быть меньше или больше, но они всегда есть как черты характера. Другое дело, что они могут принимать крайне низкие значения — рассеянность, тупость, нерешительность, страх, безынициативность. Но как «фазовые» моменты черт личности они есть всегда.

Уверенность ребенка — основа его Общительности, то есть то, как он будет вести себя в обществе, которое на первых порах состоит из его семьи. Синоним общительности коммутативность. Точка его рождения в мировом круговороте определена. Предопределены и его черты поведения. Он может быть интровертом, экстравертом — все это проявится в его поступках и поведении. Но экстраверт или интроверт это модальности Общительности. Общительность просто есть.

Пентаграмма базисных черт характера
Рис. 4. Пентаграмма базисных черт характера.

Мы воспроизвели эти первые дни и месяцы ребенка, что бы подтвердить общеизвестный факт закладывания черт характера в ранние периоды развития ребенка. И не только это. Весь процесс работы человека со смыслами представляет собой конгломерат сложных процессов. Человек изначально наделен логическим механизмом смыслообразования. Он может прожить всю жизнь, так и не узнав, что такое дизъюнкция и конъюнкция и, тем не менее, действуя в соответствии с этой логикой. Логика одна. И преступник, и миссионер руководствуются одно логикой. Но в основание логики лежат события, которые появляются в результате коммутации, где проявляет себя вероятность. Первые два статуса пентаграммы (только ассоциативно!) как бы отражают время и пространство (континуально) или некую матрицу качественно количественных событий (дискретно). Тут мы встречаемся с фактом преемственности, которая в социуме преломляется через стохастизм явлений. Выводы (импликация) делаются на основе фактов. Возникающие на первом статусе как явления они обобщаются на втором статусе. Потом, в третьем статусе, для преступника — «человек человеку волк», для миссионера — «мир есть любовь». Все это закрепляется памятью и проявляется через поведение. О роли информации в социальных коммуникационных явлениях, о свободе слова для необходимости делать правильные выводы, нам хорошо известно. Применяя последовательность описания как фактор времени (субъективно), мы должны помнить, что фактически все пять категорий работают одномоментно подчас (объективно).

Любая пентаграмма уже несет смысл. Она тот смысл смысла, который возникает в каждом конкретном случае из ее общего причастия ко всему происходившему, предопределяя частный характер событий своими опорными точками в каждом отдельном случае. Пентаграмма основных черт характера имеет к смыслообразованию точно такое же отношение, как и пентаграмма обмена веществ. Только в нашем воображении это более всего связано с мыследеятельностью. Если логический механизм встроен в структуру личности, то откуда у человечества отнюдь «не логические» проблемы? Как происходит смыслообразование «в натуре»? Для этого давайте вернемся к нашему ребенку. Наш ребенок приобрел необходимые черты характера Внимание(усидчивость), Сообразительность (любопытство), Волю (намерение), Уверенность (убежденность), Общительность (коммутативность). Все эти черты усилились работой воспитателей в садике. Смыслообразование не останавливалось не на минуту. Даже во сне конфликты произошедшие днем закреплялись структурно в неких подсознательных решениях.

Пентаграммы сознательной и социальной деятельности человека

Эти первые годы для ребенка все сплошное Явление. От горшка до разнообразных игрушек. Он уже учится Обобщать свои игрушки. Делать выводы от своего неправильного поведения и Понимать окружающее. Все это интенсивно Запоминать, а главноеИспользовать в своем поведении для достижения желаемого. Вот, пожалуй, основные моменты, если не вдаваться в детали, главный контур, определяющий его смысловую деятельность на данном уровне, как на Рис. 5.

Пентаграмма сознательного формирования смыслов у ребенка
Рис. 5. Пентаграмма сознательного формирования смыслов у ребенка.

Он учился отличать маму от папы, босоножки от туфелек. Он ничего не знает об эйдосах и смыслах, однако вслед за Явлениями образует Обобщения, отожествляя маму и папу как родителей, ботиночки и сапожки как обувь. Где-то поначалу это носило характер простой причастности двух предметов — «ножка стула». Он не знает, что Понятия образуются из Различий, которые стали первичными смысловыми единицами энемами, ничего о теории множеств, где Понятие — это обобщение признака элементов. Ребенок растет в постоянном коммуникационном взаимодействии с родителями и свертниками. Логическая Импликация, как учет определенных правил, входит в жизнь ребенка, порой жестко — обжегшись однажды, он получает Структурный опыт, который запоминает порой на всю жизнь.

Поступив в школу, ребенок на уроке арифметике узнает, что такое цифры. Хороший педагог очень хорошо пользуется категориями Тождества и Различия. Он показывает детям одну грушу, одно яблоко, одну сливу и пытается вынудить их к ответу — что их объединяет. В конце концов, дети Понимают, что кроме того, что это фрукты, что их можно есть, они, к тому же, еще в Количестве один. Достаточно несколько примеров, и цифра как смысл, как атомарный эйдос, закрепилась в структуре Сознания и готова проявить себя по первому требованию. В дальнейшем, уже неважно, какая будет цифра — простая, десятичная, дробная — это просто момент различия, детализирующий первоначальный эйдос цифры. Эйдосы (смыслы) возникают от любой законченной деятельности ребенка. Некоторые уйдут в подсознание как ритуалы действия, некоторые будут актуализированы практически постоянно.

Мы затрудняемся даже предположить, сколько этапов содержит формирование умственной деятельности. Это вопрос специалистов. Известно лишь, что до определенного возраста законодательством установлен подрастающему поколению срок совершеннолетия, в части уголовной ответственности. К этому времени, считается, ребенок социально зрелый. Будем считать, что к этому возрасту, они сформировали свои ноосферные атрибуты присущие человечеству в целом, как это показано на Рис. 6.

Ноосферные атрибуты человека и человечества в пентаграмме категорий
Рис. 6. Ноосферные атрибуты человека и человечества в пентаграмме категорий.

К определенному возрасту, ребенок умеет четко образовывать смысловые единицы, аккумулировать их в памяти и осуществлять. Он Понимает Смыслы, которые ему передают в коммутации, Разумно использует полученную информацию, откладывая выводы в Сознании, и уже осознано, с определенной Духовной зрелостью осуществляет намеченное. Онтологический конструктор пентаграммы крутится и крутится, формируя новые смыслы, используя старые, и так по кругу. С возрастом круг Явлений сужается — все меньше нового. Сознание насыщается. Из-за уникального единообразия алгоритма пентаграммы человеку легче интегрировать свое поведение. Пентаграмма облегчает эволюцию. Человек не только умеет синтезировать, но и анализировать смыслы постфактум. Он может рассмотреть пентаду «от обратного». Он знает логику в ее частях, поскольку его учат решать задачи. Но он не знает логику как целое и это обедняет его. Естественный страх перед алогичным стал психологическим моментом, разделившим логическое на части. Он получает возможность благодаря логике планировать и предвидеть. Смысловая однородность пентаграммы позволяет через эффект резонанса взаимодействовать между собой смыслам, то что обычно называют смысловым полем.

Это самодостаточность смысловой сферы, которая видит другие смыслы (Вниманием) может построить шкалу ценностей сообразно текущего момента (Сообразительностью), принять решение на уровне внутренних намерений (Волей), осознать достижимость этих решений (Уверенностью) и воплотить (проявить) их в окружающей среде через взаимодействие с другими объектами или субъектами (Общительностью) делает жизнь человека осмысленной. Как только он теряет интерес к окружению (Внимание), теряет контроль над ценностями (Сообразительность), не может выбрать правильное направление в окружающей среде и внутренне напрячься (Воля), как только теряет Уверенность в себе в Общении с окружающим миром — это значит, с ним случилось самое страшное, что может случиться в этом мире — человек «потерял» смысл жизни. Поэтому, наверное, самое большее, что может дать человек человеку, вне относительно способа действия, это поддержать смысл его существования.

Дополнительно

1. В некотором смысле эйдос обладает самодостаточностью в самой пентаграмме категорий. Представим себе, что у школьника организовался эйдос цифры. Он умеет отличить одно яблоко от двух. Потом он узнал, что есть целые и дробные числа. Он обобщает эйдос цифры (второй статус), через признаки целый и дробный (первый статус). Таким образом, эйдос цифры как бы ползет вверх. Далее он узнает о десятичных цифрах. Но десятичные цифры не понять без импликации (какую бы форму она не приобрела в нашем сознании — рекурентность, алгоритм и т.п.). Он осваивает методы. Потому, что заполнив первый десяток, он должен «следовать» во второй десяток и т.д. до сотни. Сотни до тысяч и опять снова. Но это уже иерархия — единицы в десятках, десятки в сотнях, сотни в тысячах … . А раз иерархия — это уже четвертый статус. Используя все четыре статуса, он может выразить любое число в пятом статусе. То есть, эйдос цифры как бы двигается в своем развитии по пентаграмме по мере обучения школьника (если смотреть на него как на субъект, где наш мозг объект). В некотором смысле, поэтому наш мозг живет своей жизнью, и так порой трудно остановить внутренний монолог с нижнего плана, откуда мы слышим его.

2. Пентаграммы не могут существовать изолированно. Как они между собой коммутируют схемно, пока сложно сказать определенно. Но принципиально — через коммуникационный текст. В основании жизнедеятельности пентаграммы всегда лежит некая монада (праатом, атом, молекула, клетка, человек … ). Базисные черты характера служат опорой для сознательной пентаграммы, сознательная пентаграмма для ноосферной. Неважно сколько их, а важно, что они темпорально разные. Так же как нам опорой служит Земля с ее инерционностью, так эйдосы опираются друг на друга в ритмических отношениях. Собственно этот эффект связан с четырьмя уровнями адаптационной реакции организма как целого (H.Selye, 1936,1950; Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А., 1977, 1979). Человек с сильными чертами характера легче переносит удары судьбы, каков бы неразумный характер они не носили. Разумная личность легче адаптируется. Обмен веществ, внутренние и внешние органы, характер и мышление все связано голографически через пентаграммы категорий разных планов.

3. Коммуникация между монадами происходит всегда в коммуникационной среде. Кровь организма является коммуникационной средой. В информационном плане (в качественном, а не количественном!), все клетки в организме работают друг на друга, производя те или иные коммуникационные пентаграммы. Но вот эти пентаграммы (эйдосы) обмена — виртуальные! Они создаются монадами и не имеют своей оболочки. (У них не задействованы обратные связи М4 — М1, М5 — М1, М5 — М2) У одних элементов крови преобладает энергия (гемоглобин), у других элементы нужные другим структуры (углеводы), третьи просто действуют, активно набрасываясь на «врагов» (антитела). Есть обмен понятиями (в виде сложных белков) и элементарными сигналами. В зависимости от окружающей среды меняются пентаграммы обмена. В сущности это есть то, что мы называем коммуникационный текст. Нами было показано [3], что части речи в лингвистике тоже распределены в соответствии с пентаграммой. Да это и естественно! Если единичность есть принцип идентификации и атомарности, двоичность — познавательный принцип, троичность — несет в себе творческое начало, тетрадный принцип — структурная стабилизация, то пентада — это организационный принцип.

Литература

  1. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации, С-П., 2002, 461 с.
  2. Демьянов В.В. Эвалектика ноосферы. — Новороссийск: НГМА, ч.1, 1995, 384 с.; ч.2
  3. Сахно В.А. Естественнонаучная онтология, 03.05.2010, http://filosofia.ru/76557/
  4. Лосев А.Ф. Самое само (сб. Миф, число, сущность) М: Мысль. 1994, 919 с., 1999, 896 с.; ч.3, 2001, 880 с.
  5. Сахно В.А. Принцип «пятьдесят на пятьдесят». 12.09.2009, (http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9883.html)
  6. Логика как механизм эволюции. 16.04.2010, http://filosofia.ru/76555/
  7. Статьи автора на сайте: http://scipeople.ru/users/5559813/
Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ

Лучшее от сайта Философия.руФИЛОСОФИЯ ДУХОВНОСТИ

ПРАВОСЛАВИЕ, ФИЛОСОФИЯ и РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ!

Вы будете получать на почту самое нужное и важное:

Ваши данные будут в секрете. Вы всегда сможете отписаться. Закроется через 5 секунд!!

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ

Лучшее от сайта Философия.руФИЛОСОФИЯ ДУХОВНОСТИ

ПРАВОСЛАВИЕ, ФИЛОСОФИЯ и РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ!

Вы будете получать на почту самое нужное и важное:

Ваши данные будут в секрете. Вы всегда сможете отписаться. Закроется через 5 секунд!!