Логика как механизм эволюции

Аннотация
Цель статьи доказать логический детерминизм эволюции. В статье рассматривается метамодель пентаграммы категорий как процесс создания коммуникационного акта. Коммуникационный акт создается на логической основе. Существует пять стадий создания цельного акта. Каждая стадия связана с определенной категорией. Категории отражают характер события. Результат всех событий – коммуникационный текст. Каждому известно – “Вначале было слово…”.

Ключевые слова: логика, онтология, коммуникация, категории, метамодели.
Предисловие
Из восточной философии мы знаем пентаграмму как кибернетический аспект, Платон оставил нам пентаду как основные категории. С одной стороны философская категория у нас в пентаграмме выступает как аристотелевская (высший род) таксономия, с другой стороны как кибернетический аспект (связи), где присутствует фактор движения. В отношении пентады запад шел по первому пути (больше интересовался Формой), восток по второму (предпочтение Содержанию). Лосев А.Ф. в [1] показал выводимость из платоновских категорий более конкретных понятий, таких, например, как пространство и время. Все это, совместно с идеями В.В. Демьянова [2] побудило к разработке некой метамодели, которая бы учитывала большинство упомянутых моментов. Говоря о метамодели, мы подразумеваем, что пентаграмма имеет разные планы (плоскости, страты) своего выражения – философский (платоновский), ноосферный, экономический, биологический, лингвистический и т.п. Поскольку пентаграмма категорий в своем организационно-структурном строении одинакова на каждом плане, мы и называем ее метамодель.

Основная идея высказывалась ранее нами, что пентаграмма категорий представляет собой онтологический конструктор. Мы развиваем, как и прежде идеи В.В. Налимова о наличии семантического вакуума и его распаковке (но без вероятностной интерпретации), идеи В.В. Демьянова о предшествовании бытию сознания и триаде, идеи А.Ф. Лосева об абсолютной философии. Доказать логический детерминизм эволюции равносильно тому, чтобы показать как строится коммуникационный текст спиралей эволюции. И здесь главное сам механизм, а не атрибутика – энергия, пространство, время и т.д. Исследуя этот вопрос, нам очень важно четко представлять в метамоделях категорию как понятие.

Договоримся, что если будем говорить в дальнейшем о триаде, то только как статусах, если хотим подчеркнуть план рассмотрения в чисто триадичном ракурсе (именно в контексте статьи [3], а не подчас теоретико-множественном аспекте по типу “Природа, общество, человек”). Если мы принимает статусы состояния как некие однозначные императивы, то развитие пентад можно представить как на Рис. 1.

Три статуса состояния
Рис. 1. Историческое представление пентад как предпочтение и учет статусов состояния: запад – статика, восток – динамика, современное – многомерное изменение.

Договоримся, что категории и структурные элементы метамодели будем выделять курсивом. Будем, при обсуждении пентаграммы в логическом плане, использовать философские платоновские обозначения для наименования категорий в самом общем случае, но применяя разные наименования для подчеркивания специфики момента. Для нас главное – “место” категории в пентаграмме. Логические символы будем использовать также как и в [3], (и математические, и русскоязычные синонимы). На рис. 2 представлен логический и платоновский планы пентаграммы категорий.

Пентаграмма Платона
Рис. 2. Пентаграмма категорий в классическом и логическом плане.

Почему, мы так выделяем пентаграмму? Потому, что она символ символов – в нее включены и предыдущие символы – диада и триада. Потому, что исторически ей отдавали интуитивно предпочтенье. Хотя по большей части – это была ее часть лика – звезда. Символ всегда на что-то указывает, это мы и попытаемся понять. Но самое главное – пентаграмма уникальна в своих коммуникационных свойствах, которые заключаются в ее симметрии и асимметрии, связях между категориями. Она включает золотое сечение. Природа не могла пройти мимо такого совершенства своего же творения. Философии уникального не существует (экспансия тождественного), и мы в некой степени попытаемся восполнить этот пробел.

Наличие уникальности в мире и делает этот мир логически распознаваемым. Уникальность создает опорные точки нашей уверенности в познаваемости мира. Триада и пентада не дают расползтись миру в аморфное ничто.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Логика

С определенной уверенностью можно заявить, что логика, как некий идеальный инструмент мира, лежит в основании жизни. Жизнь как некий феномен явлений мира, возникает там, где происходят коммуникации. Организованность как наиважнейший атрибут мира возникает там, где может осуществиться (реализоваться) пентаграмма категорий. Невидимым, но познаваемым каркасом этой организации в любой ее пентадной форме выступает логика. Логика пентаграммы категорий – это ее конечное Содержание и Форма, это то “дно” ниже которого Разум опуститься не сможет, поскольку сам является детищем логического каркаса.

Многие философы подмечали принудительный характер логики, ее императив – “так, а не иначе”. Но долгое время, исторически, ей придавали психологический характер, как порождение биологического и мыслительного явлений. Однако Гуссерль в своих “Логических исследованиях” (особенно в первом томе), четко отделил логику от психики, называя ее “идеальной логикой”. Так же как и Больцано, Гуссерль связывал логику с науковедением. Ни с чем так не связывают логику как с мыследеятельностью и это правильно (мы сделаны по подобию Творца). Но сейчас с определенной уверенностью мы подчеркиваем и утверждаем, что логика каркас всего организованного и неорганизованного мира. Неорганизованный мир это просто непроявленный мир в его совершенстве, также как видимая материя это проявленный вакуум (В.В. Демьянов).

На разных этажах этой организации за материальными, структурными нагромождениями увидеть пентаграмму категорий порой трудно. Но вершина этой сложности – человек. Поэтому, что бы не быть голословными, для ассоциативного подтверждения своей гипотезы, в качестве метамодели, мы выбрали органы чувств и экономико-производственную деятельность человека для лучшего восприятия читателей. Обосновывая гипотезу, мы покажем, что органам чувств соответствует следующая пентаграмма как на Рис. 3. Экономико-производственную деятельность мы представляли ранее [6].

Пентаграмма чувств
Рис. 3. Пентаграмма сенсорной чувствительности человеческого организма.

Читая Гуссерля (“Логические исследования”, т.1), обращают внимание несколько моментов, которые мы здесь отметим:

Во-первых, на характер всеобщности логики. Вот что пишет Гуссерль: “Всюду, где мы путем обоснования восходим от данных познаний к новым, ходу обоснования присуща известная форма, общая для него и бесчисленных других обоснований. Эта форма находится в известном отношении к общему закону, который дает возможность сразу оправдать все отдельные обоснования. Ни одно обоснование — и это в высшей степени замечательный факт — не стоит изолированно. Ни одно не связывает познаний с познаниями без того, чтобы либо во внешнем способе связывания, либо в нем и вместе с тем во внутреннем строении отдельных положений не выражался определенный тип. Облеченный в форму общих понятий тип этот приводит к общему закону, который относится к бесконечному числу возможных обоснований”. Обоснования у Гуссерля – это признание достоверности реальности, но не только: ” В этом отношении недостаточно того, что обоснования просто существуют. Если бы они были бесформенными и незакономерными, если бы не существовала основная истина, которая гласит, что всем обоснованиям присуща известная “форма”, свойственная не только данному bit et munc умозаключению, но типичная для целого класса умозаключений, и что верность умозаключений всего этого класса гарантируется их формой, – если бы все это обстояло иначе, тогда не было бы науки. Тогда не имело бы никакого смысла говорить о методе, о систематически закономерном переходе от познания к познанию; и всякий прогресс знания был бы случайностью”.

Во-вторых, это характер нормативности логики, читаем Гуссерля: ” Из всего вышесказанного вытекает, что логика в интересующем нас здесь смысле наукоучения есть нормативная дисциплина. Науки представляют собой творения ума, направленные к известной цели, и подлежат оценке сообразно с этой целью. То же применимо к теориям, обоснованиям и ко всему вообще, что мы называем методом. Является ли наука действительно наукой, и метод методом, это зависит от того, соответствуют ли они той цели, к которой стремятся. Логика исследует, что относится к истинной, правильной науке как таковой, другими словами, что конституирует идею науки, чтобы, приложив полученную мерку, можно было решить, отвечают ли эмпирические данные науки своей идее, или в какой мере они к ней приближаются и в чем от нее уклоняются. В этом логика проявляет свой характер нормативной науки и отстраняет из себя сравнительный способ рассмотрения, свойственный исторической науке, которая стремится постигнуть науки как конкретные продукты культур данных эпох в их типических особенностях и общих чертах и объяснить их из условий времени”. Здесь очень трудно комментировать, поскольку эта идея ведет нас и к гармонии, и к истинности и к другим аспектам мира. А главное она ведет к некой самодостаточности логики.

В-третьих, самодостаточность логики связана с ее уникальностью в области идеального, читаем: “Но каждая истина сама по себе остается такой, какова она есть, сохраняет свое идеальное бытие. Она не находится “где-то в пустом пространстве”, а есть единство значения в над временном царстве истины. Она принадлежит к области абсолютно обязательного, куда мы относим все, обязательность чего для нас достоверна или, по меньшей мере, представляет обоснованную догадку, а также и весь смутный для нашего представления круг косвенных и неопределенных догадок о существовании, стало быть, круг всего того, что обязательно, хотя мы этого еще не познали и, быть может, никогда не познаем”.

Большинство из нас представляет логику как мыслительный процесс, а не как миротворение, хотя Гуссерль предупреждал нас: ” Мы видим, как опасно называть основные логические законы законами мышления. Как мы подробнее изложим это в следующей главе, они таковы только в смысле законов, призванных играть роль в нормировании мышления; способ выражения, уже намекающий, что здесь речь идет о практической функции, о способе использования, а не о чем-либо, заключающемся в самом содержании законов”.

Возвращаясь к мышлению интересно упомянуть фразу принадлежащую С. Пинкер: “Люди думают не на английском, китайском или языке апачей. Они думают на мыслекоде.” Нам кажется, эта фраза говорит не только о мыслекоде, но и наличии некого пракода, которые мы видим не иначе как логическим. Но поскольку мы затронули пракод, переходим к следующему разделу.

Коммуникация

Попытка найти обзор по слову “пракод” в “Гугле” дает всего 45 записей (на 11/03/2010), большая часть из которых случайна. Одна запись принадлежит стенограмме диалога кружка Г.П. Щедровицкого (мы изучали его труды, и труды его учеников), одна посвящена музыке, форум по языкам …. Этот термин не используется широко, и у него нет статуса. Это заставляет нас задуматься, а вообще, какой алфавит или знаковая система минимальна по своему объему и максимально выразительна по своим возможностям, и что является праязыком языка общения? Можно предположить, что мы выйдем на логические символы. Но сейчас, так его называют, “информационный” век. Коммуникация и информация стоят рядом по своему смысловому наполнению. И одному и другому характерна деятельность или процесс. Широта понятия “коммуникация” поразительна – от обмена словами до канализационных систем.

В большинстве случаев, когда мы рассматриваем мир как деятельность и коммуникацию, то мы имеем дело со сменой состояний. Смена состояний это событие. Каждое событие определимо как факт. (“1.1. Мир есть совокупность фактов, а не вещей”. Л. Витгенштейн)

Событие – момент единства мира, поскольку фиксирует само же Время в его изменении, и его объективный характер для субъекта. Субъект не видит связи явлений мира, но может судить о них, поскольку сам является объектом этого мира. Мышление – продукт субъектно-объектных отношений и, следовательно, способно познавать мир. Говоря “следовательно” субъект включает логику, которая существовала в мире и до него. Приняв коммутативные явления (события) как фундаментальный момент мира можно судить о логике. Исследуя события, мы можем обнаружить, что эта смена событий имеет логическое объяснение, имеет свои знаки (или можно его назвать пракод) которые в сущности своей является логическими символами, давно используемые в логике. И этот пракод определяет именно закономерность смены состояния. Коммуникация, как объект исследования, хорош тем, что он практически несет всю атрибутику мира. Здесь и энергия, и материя, и пространство и время – потому что коммуникационный акт это то или иное изменение атрибутов мира (а не только явный информационный аспект). Коммуникационный текст – это и есть “Плоть Единого”. То, что за этим некоторые видят только информационное содержание печально. Формула Эйнштейна Е = мс2 не только символы, но и постоянно действующие атомные реакторы.

В нашей статье мы исследуем не разнообразие коммуникационных актов (язык, например), а то общее что между ними. Мы рассматриваем как сам характер событий, так и взаимодействие событий между собой. Нас не интересует с кем или с чем это происходит, а по каким законам ткется сам коммуникационный текст. (Подошел автобус к остановке – новая ситуация – “отрицание”. Подошло два автобуса новая ситуация совпадения – “конъюнкция”. А для пассажира ситуация противоположная, в какой садится – “дизъюнкция”.) Но в отличие от предикативной логики, нас не интересуют объекты ситуаций, а только характер событий, в которые они вовлечены.

То, что в пентаграмме категорий, мы увидели коммуникационные моменты, философски глубоко символично. Это говорит о том, что коммуникация, с который мы обычно связываем момент передачи информации, уже в принципе возможна и необходима из исходных условий мира (даже из “вещи в себе”), из логического каркаса пентаграммы категорий. От мельчайшей амебы и до человека, да и до появления их, правит логика! Она правит и в неживом мире, только неживой мир – это просто недоразвитый (с нашей позиции относительности) мир. А шкала эволюции без разрывов (если мы сами это не устроим!). Механизм ее правления субстанциональный. Мы чтим заповедь Витгенштейна из “Логико-философского трактата”: “7. О чем невозможно говорить, о том следует молчать”. По нашему убеждению говорить о некой субстанции, как некой исходной единице, можно только в коммуникационном логическом плане (хороший пример эвалектика В.В. Демьянова).

Категории

Определение категории как философского понятия в Викапедии дано “скромно” – “Категория — специальное, априорное понятие, используемое при построении теорий”. Поэтому мы воспользуемся теми мыслями А.Г. Спиркина из его учебника философии от 2002 года, где очень хорошо изложен данный предмет. Мы только подчеркнем то, на чем делаем особый акцент.

Во-первых: “Категории – это формы, отражения в мысли универсальных законов объективного мира”.

Во-вторых: “Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга…”.

В-третьих: “Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия сущего, а все вместе они охватывают мир как целое, отношение человека к миру. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей”.

Мы, предполагая такую интеллектуальную мощь, стоящую за понятиями категорий, зададимся мыслью – а каково содержание у категории (отражения “объективного мира”)?

Обзор текущей литературы на предмет “содержание категорий” показывает общеупотребительную практику этого выражения, однако только в прикладном применении (экономическом, финансовом, юридическом и т.п.) описательного характера. Мы же попытаемся придать этим категориям их сакральный содержательный смысл в чистом виде.

1. Различие.

Описательный характер этой категории очень прозрачен и семантика его выражения понятна, если смотреть на эту категорию как факт. Красное пятно на белом фоне – это различие. Но это Различие как Форма для субъекта есть действие объекта, и, следовательно, является Содержанием. Для выявления различия мы обязательно должны перевести глаза с белого на красное – вот в этом моменте вся существенная часть категории Различия, ее Содержание – действие. Причем это действие “прямого” характера. Здесь нет никакой цикличности и гармоничности.

В нашей статье [3] философской категории Различия в логическом плане соответствует “отрицание”, “НЕ”, “¬”. Логическое представление мира (классическое) манипулирует предельными значениями – в частности “ложь” – “истина”, или в арифметическом эквиваленте “0” – “1”. Алгебра Буля нашла широкое применение в схемах коммутации, где она несет на себе принцип действия, который меняет ситуацию предельно (с 0 на 1, или с 1 на 0) в применении к некой ситуации. В отличие от других операций Буля (дизъюнкции и конъюнкции), которые носят некий топологико-временной характер, указывающий на способ коммутации, категория Различие несет в себе четкий характер обнаружения и реагирования, и в конечном итоге действия, в логических терминах – Отрицание. Классическим примером проявлением Отрицания можно назвать выключение и включение света в комнате. Неважно, какое было предыдущее состояние. Отрицание меняет его (в логике – на противоположное).

Говоря об Отрицании как о первичном моменте, мы не должны упрощать его в философском плане. Б. Больцано, в частности писал о логической операции отрицания следующее: “Понятие отрицания, которое обозначается словом, не является простым, а по своим внутренним свойствам настолько значительным, что само образует целый род представлений, в которых оно появляется в качестве их составной части” [7]. Мы помним, что в “Софисте” Платон употреблял в применении к данной категории другое слово – “иное”. В Отрицании присутствует некая относительность, что Больцано выразил так:”… 0бщеупотребительной формой отрицательных представлений я считаю форму: “нечто, которое есть не А” … Различие предполагает наличие некого фона, в отношение которого и существует само различие.

Сенсорной чувствительности Отрицания в человеческом организме соответствует тактильная чувствительность. Характерный пример – момент движения в темной комнате с вытянутыми руками. Момент касания стены есть Различие, за которым стоитОтрицание. По всей кожной поверхности расположены рецепторы тактильной чувствительности, благодаря которой мы можем осязать. Осязание обеспечивает нам простейшую механическую ориентацию. Большая поверхность и ничего специфического органного. В чувстве осязания есть что-то интимно-глубокое (дружеское рукопожатие, поглаживание детей по головке). Говоря об этом, даже язык не поворачивается сказать – коммуникация.

В экономико-производственной деятельности Отрицанию соответствует труд. “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. Любая наша деятельность коммуникационный акт. Взял стакан – взаимодействуешь с ним, открыл кран – взаимодействуешь с ним. Нажал кнопку токарного станка – взаимодействуешь с ним, начал снимать стружку с металлической заготовки, взаимодействуешь с заготовкой через станок. Это взаимодействие взаимное. Общий характер трудовой деятельности в частном изменении ситуации. В природе нет оценочных ситуаций “истина” или “ложь”, она просто Есть. Только субъект о бракованной детали может сказать “косяк”. Поэтому нам, также как и Платону достаточно сказать, что ситуация после трудовой деятельности иная.

2. Тождество.

В нашей статье [3] данной категории было дано логическое представление как “эквивалентность”, “равно”, “~”. Ее аналог в разговорной речи выражаются словосочетаниями “тогда и только тогда, когда …”, или “если и только если …”, или “равнозначно”. С одной стороны здесь чувствуется некая предустановка и двойственность, с другой переход к некому отношению. Характерно, что в Викапедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Алгебра_логики) эквивалентность не представлена как операция (тогда что это?). Характеризуя категорию в событийном моменте, мы придаем ей здесь характер принадлежности к “нечто” в равенстве своих атрибутов, качеств, свойств. Многими авторами отмечалось, что самотождественность большого смысла не имеет. Грубым аналогом будет представление разложение цветных игрушек по цветам в кучки. В таком случае отношение между кучками – это Различие, отношение в кучках – это Тожество. Важно понять, что в этом моменте, ни о какой иерархии речи быть не может, только явление причастности. Категория Тождества тесно связана с понятием меры, где собственно она и возникает.

В пентаграмме категорий, как нами уже отмечалось ранее [4,5,6], действует преемственность. А это значит, что предыдущая категория уже имеет свое отражение в следующей категории. Мы не просто включили свет, но и перенесли эту ситуацию в следующую – мы выглянули в окно, а там уже светло! Результат этой двоичности – эквивалентность (светло) ситуаций. Эквивалентность возникла как равнозначность событий по отношению к двум ситуациям. Мы все время должны быть “в образе” коммуникаций, если не хотим свалиться к психологии восприятия. Самым примитивным механизмом коммуникации действие включателей-выключателей (реле). А самое фундаментальное воззрения на события мира комбинаторные. Поскольку у истока мира стоит понятие времени, а это равносильно новой комбинации. Так вот, комбинации по своему смыслу могут быть и равнозначными, эквивалентными. Самое простейшее коммутационное взаимодействие с переключателем. Если А состояние выключенного переключателя, то ситуация включение это отрицание предыдущего состояния ¬А. Если снова провзаимодействовали с переключателем, то ситуация вернулась к прежней. Собственно формула двойного отрицания часть известного факта, что ¬ ¬А= А. Но эквивалентность это не тавтология (повторение), а момент отожествления с новой ситуацией. Если новое событие тождественно предыдущему событию – они эквивалентны. Такая, если так можно выразиться, “двухтактная” по Содержанию операция создает меру, которая даст в следующей категории (как “синтез”) возможность построить шкалы для геометрии, цифровых систем и т.п. Таким образом, мы пришли к новой ситуации, используя только предыдущий принцип, то есть диалектически.

{1. Настойчиво ведутся разговоры о неком 10-мерном вакуумном пространстве в теории суперструн – возможно это эффект антиномий от пентаграммы?

2. У логики нет антиномии между Формой и Содержанием. Она чиста и девственна. Это у человека бывает “своя логика”. Поэтому о действительности он должен судить коллективно. Логика поднимается по пути наращивания своих уровней. ВЭквивалентности включено Отрицание, в Импликации задействованы Эквивалентность и Отрицание. И так далее….

3. Человечество все время искала единичность (монады, атомы, универсалии), забывая о том, что их можно определить только через свойства и отношения, а, следовательно, ниже троичности не спуститься вниз к истокам. Подход к единичности возможен только через событие. У любого события есть Форма и Содержание. Событие осуществляется действием. Действие (или момент действия?) в физике в минимальной, но конечной форме, осуществляется квантом энергии. Там, где Форма и Содержание в событии не различимы, там, где мы можем сказать о событии, что оно произошло, мы говорим о логике. Этот единичный факт события мы и называем Отрицанием.

4. Категория Тождества привлекательна и обманчива. С одной стороны она породила эффект копирования и промышленный взлет, с другой стороны копирование в искусстве и науке. Даже в философии, своей заманчивой простотой она породила у некоторых мысль построить мир на тождестве и различии, или на одном каком либо основании. Громадной поучительностью в этом плане обладают труды А.А. Зиновьева.}

Категории Тождественности соответствует сенсорная чувствительность – чувство вкуса. Вкусовые рецепторы расположены на языке. Вкусовые рецепторы расположены зонами, отдельные зоны отвечают за разные вкусы. Сам факт тождественности проявляется в том, что химические формулы пищи разные, но их отождествляют именно с одним определенным вкусом. Имеется некая преемственность от Различия – действие осуществляется на площади поверхности тела, но разные поверхности уже отождествляются с разными вкусами (есть зона сладкого, есть зона горького, к примеру).

В экономико-производственной деятельности Тождественности соответствуют орудия труда. Мы знаем что ремесленники, трудясь, повторяли одни и те же движения, методы, приемы. Тождественность ситуации породила орудия труда, которые могли повторять движения с большей эффективностью. Мерой эффективности орудий труда стало количественное выражение производительности. Ясно, что Тождественность в виде Количества способствовала эволюции. Преемственность орудий труда в том, что и они создаются все тем же трудом. Орудия труда – это Форма, а его Содержание повторяемость событий. В пентаграмме категорий нас интересует Содержание.

3. Бытие (Становление).

Мы упорно подчеркиваем специфический (отличный от общепринятого) характер этого понятия в рамках пентаграммы категорий, помня фразу А.Ф. Лосева из “Самое само”: “Для тех, кому непонятна природа самого самого, может быть, более понятным будет в качестве первопринципа становление”. Вот как А.Г. Спиркин определяет бытие: “Исходной философской категорией является категория бытия. По существу, все остальные категории с различных сторон характеризуют, содержание, всевозможные проявления свойств, отношения, развитие сущего: движение – способ существования сущего, пространство и время – формы его существования. Качество, количество, причина и следствие, и другие категории – все это также характеристика бытия”.

Нами уже отмечалась, что на протяжении значительного времени конструктивный характер этой категории (точнее его четкое специфическое отличие от других категорий) не представлялся четко.

{Как известно, любую, даже сложную идею можно представить “на пальцах”. Такую идею суперструнного строения Вселенной и представлял В.В. Демьянов в своей трилогии “Эвалектика ноосферы” [2] (опишу по памяти). Возьмем резинку от трусов, и начнем вращать ее с одного конца, закручивая. Тогда если мы ее сильно растянем, то она будет просто как струна, а если начнем сдвигать ее концы, то она будет собираться в комочки в разных местах, которые по мере сокращения будут увеличиваться (в пределе сворачиваясь в шар). Эзотерическое древнее представление о “дыхании вселенной” (Е.П. Блаватская) и происходит в результате растяжения и сжатия суперструн. Так, примитивно, В.В. Демьянов обрисовывал процесс структурирования Вселенной. Резинки “на пальцах” отражают только статистический момент. Суперструны вращаются с колоссальной частотой и передают свое вращение в выше лежащие уровни, опосредуя явление времени (Н.А. Козырев) как структурное межуровневое изменение в громадном динамическом диапазоне. В обыденном сознании преобладает “горизонтальная” картина потоков энергии (по типу – вот солнце светит, вода испаряется, потом дождь, круговорот воды в природе и т.п.). На самом деле, по большей части, макроэффекты и микроэффекты задействованы через каждую точку Вселенной. Ассоциативно (по подобию) это явление отражено и в человеческих организмах, где энергетика начинается с молекул, митохондрий, клеток, структур, органов, организма в целом. Такая модель мира предполагает как бы многоуровневое взаимодействие с передачей и энергии, и информации, между уровнями. У Аристотеля в его “Категориях” среди шести типов движения: “имеется шесть видов движения – возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение” – это соответствует в большей мере первым пяти с начала.}

Таким образом, если постараться составить концепт категории Бытия (Становления), то первым дескриптором будет движение, а, следовательно, асимметричность (в отличие от других парных категорий, Бытие одиноко). Вторым – многоплановость (страты). Третьим – координация.

Символ логической импликации (“если…, то …”), который стоит за Становлением (Преобразованием), не зря смущал ученых. В самом символе импликации, как он звучит в русском языке, уже содержится некая троичная структура (что-то после “если”, что-то после “то”, и между ними). Это Вам не унитарная “не” (Отрицание), и даже упорядоченное (но однородное) “или” … “или” … “или” (дизъюнкция). Тут есть намек на причинно-следственные сложности, которые в классической логике свели до “материального” понятия. Но это не мешает программистам в реальной практике пользоваться им на любую “глубину”, крутясь по пентаграммах нижних уровней, адекватную решению поставленной задаче. В том числе и в “вырожденном” варианте “плоскостного” использования классической логики.

Импликация, как логический элемент, не входит в алгебру Буля. В логике она появляется в связи с развитием учения о доказательстве. В нашей статье [5], разбирая пентаграммы в программировании, мы ставили на это место алгоритм, в ноосферных атрибутов у нас был здесь Разум. Эта категория нам очень важна в мыследеятельности, поскольку без нее мы не свяжем существующие парадигмы в единое целое.

На что обращает внимание взгляд исследователя, читая труды по логике, это наличие в импликации узаконенного соответствия между разными областями действительности. Согласно А.А. Ивин [8]: ” Условное утверждение в логике называется импликацией… Согласно ее определению, истинными должны считаться такие, к примеру, утверждения: “Если Луна обитаема, то дважды два равно четырем”, “Если Земля — куб, то Солнце — треугольник” и т.п. Очевидно, что, если даже материальная импликация полезна для многих целей, она все-таки плохо согласуется с обычным пониманием условной связи”. Мы обращаем внимание даже не на характер таблиц истинности, которые стоят за ней, и не на ее “материальные” парадоксы, а на то, что в импликации достоверность событий сопряжена между разными описательными областями реальности. Мир един, но мы описываем ее разными областями (субъективно). Но и в действительности реальность многогранна. Мы говорим “металлы электропроводны” (область электрических явлений, которая находится образно как бы ниже импликации или до нее). Далее мы строим импликацию “если медь метал, то она электропроводна”. Но “медь” – это химическое определение. На уровне импликации мы неявно использовали тождество (как соответствие), но уже между уровнями, где у нас неявное различие. Если в Тождестве мы как бы развивали Различие в антиномии, то в Импликации мы развиваем Тождество. Но и Отрицание уже у нас не простое, а событийно межуровневое. Но сам характер отрицания как действия остался как межуровневое взаимодействие.

Категории вышележащих уровней представимы через связи нижележащими уровнями. Таким образом, в категории Становления мы перешли как бы на следующий план тождества и различия, что и определяется в импликации, как межуровневое различие и межуровневое тождество, что очень хорошо определяется словом координация. Но только координация у нас не просто точка в трехмерном пространстве (что характерно для понятия состояния), а координация событийная (аналог фазового пространства).

{1. Помните, как рассуждал А.Ф. Лосев в геометрии (примерно, по памяти) “точка порождает линию, линия плоскость, плоскость тело…” В Становлении мы задействуем и Различие (Качество) и Тождество (Количество, меру) для того чтобы построить шкалу. Становление (Преобразование) позволяет сосуществовать разнородным уровням (к примеру – праатомы, кварки, нуклоны и т.д.). То, что здесь идет важнейшая подготовка к следующей категории, автор понял, изучив А.А. Зиновьева [9], но это уже следующий раздел.

2. Преобразование (нарушение равновесия в статусах) в Едином возможно только за счет его частей. Единство трех статусов мы называем энергией. Любое событие – энергетический факт. Факт формирования одного и того же коммуникационного текста в пентаграмме категорий мы называем материей.

3. В паутине человеческой жизни Становлению (Импликации) соответствуют трудные моменты выбора: “Куда пойти учится?”. “Подходит ли он мне? Ведь замуж выходят не на один день!” Иногда выбора уже и нет: “Ну, ведь сотни раз себе говорил – не торопись, не торопись!”, думал пациент на больничной койке. Иногда требуется вся жизнь, что бы понять, что что-то не так с его логикой, что фоном “сдвига его логики” руководила “другая логика”.}

Категории Становления соответствует метамодельно чувство обоняния. Надо отметить, что обоняние, которое осуществляется через вдыхаемый воздух единственное чувство, внешнее воздействие которого, вызывая раздражение рецепторов в носу, в тоже время проникает глубоко в организм, через легкие в кровь (и возможно включает генетическую память). Эта же глубина характерна для корреляции неких глубинных чувств (запах весны, волос любимой женщины). Это находит свое выражение в таких выражениях как “нюхом чую беду” (носом чувствую). Налицо наличие предыдущих категорий в строении органа чувств и некая “глубина” реакции отклика. В обонянии исчезает влияние “собственной поверхности” в отличие от органов вкуса, но появляется внешняя специфичность. В организационном плане воздействие тоньше и информативнее, и обеспечивается за счет “носовых обонятельных раковин, имеющих ажурное переплетение решетчатой кости” (Биологический словарь).

В экономико-производственной деятельности Становлению (Преобразованию) соответствует производство. С одной стороны топологически здесь встречаются Различие и Тождество как “синтез” в виде работника за станком, который, работая, выдает продукцию (которая и представляет собой в сакральном смысле – шкалу). С другой стороны – здесь развитие Тождества – через его диалектическое отрицание создает разнообразие, которое выражается в разнообразии станков, специалистов. На этой стадии проявляется под стружкой контуры нашей детали. За соседним станком делают другие детали. Ток для станков подводят вообще другие отрасли. Все это работает, но вот порядка не хватает. Да и детали надо собрать “до кучи”, что бы получилось готовой изделие. Но категория порядка и Структуры – это следующее событие.

4. Покой.

Бытовое звучание этой категории, конечно же, примитивно. (И Форма выражения – “покой”, сбивала многих с толку). В ранее описанных представлениях пентаграммы как некой метамодели, мы присвоили категории термин Структура. В увязке с классической логикой мы обозначили данную категорию как дизъюнкция. И первое, что нам необходимо в коммутативном действии дизъюнкции, как минимум, это представить структуру упорядоченно. Мы назвали так потому, что, двигаясь по кругу по пентаграмме в развитии, мы должны снова диалектически отрицать предыдущую ситуацию. То разнообразие, которое присутствовало в предыдущей категории, сменяется новой тождественностью. Но поскольку у нас перед этим было разнообразие, то это будет новый факт тождественности, это уже определенное единство, но единство различимое и упорядоченное, то, что мы метамодельно назвали Структура.

Но давайте обратимся к первоисточнику А.А. Зиновьеву [9], а потом прокомментируем его: “Выражение “Структура, которая образуется элементами скопления А относительно класса способов установления порядка В” будем считать термином тождественным по значению термину “Скопление индивидов А такое, для любого элемента, а которого найдется другой его элемент b, и такой способ установления порядка α, принадлежащий классу В, что а > αb или b> αа. … Приведенное определение является эксплицитным. Из него, очевидно, что индивиды какого-либо скопления образуют структуру лишь относительно некоторых данных способов установления порядка”. Под скоплением А.А. Зиновьев понимает множество с допущением одинаковых индивидов.

Думается, читателю теперь понятно для чего нужна была координация в предыдущей категории. Без нее бы мы не установили порядок в Структуре. Говоря проще, чтобы работать с переключателями (которые сами по себе являются неким скоплением), нам нужна еще система упорядочивания. Два переключателя можно включит последовательно, а можно параллельно. Так вот, для дизъюнкции эти две комбинации равнозначны (поскольку это просто означает, ” или этот, или тот”), но неравнозначны для текста в целом. Но необходимость их упорядочить заставляет их разместить, так как это нужно будет в следующей категории. Собственно, когда мы говорим о преемственности пентаграммы категорий, мы подразумеваем и подготовку предыдущей категории для последующей. Это потом, когда будет Проявление, когда задействует снова Различие от Бытия по внутренним связям, когда появится конъюнкция и полный коммутативный текст, тогда будет значимо это соединение. Но сам момент соединения переключателей задается Бытием посредством Структуры.

Переключатели
Рис 4. Способы коммутации без прохождения тока а) А&(ВVС) или АVВVС ; Способы коммутации на результат прохождения тока в) ¬А&(¬ВVС) с) ¬А&(ВV¬С).

Наши переключатели на Рис. 4, без определенно упорядоченных проводов просто бесполезны для целенаправленной деятельности. Переключатели неразличимы, пока мы их как-то не обозначим и упорядочим (поэтому А.А. Зиновьев вводит термин “скопление” в отличие от “множество”, расширяя это понятие).

{1. Обратим внимание на следующий момент. В своих рассуждениях мы как бы задействовали кибернетические понятия отрицательной и положительной связи, придав им событийно-диалектический смысл. По внешним ребрам пентаграммы категорий у нас идет “отрицательная” связь, По внутренним ребрам пентаграммы идет “положительная” связь. Но для текста связь это новое событие, только и всего. Но вот конфигурация взаимодействия событий не равнозначна для текста. Именно пентаграмма создает “истинный” коммутационный текст – этот сакральный момент в его единстве и лучше всего понимать как “чистая логика”.

2. Так вот по “положительной связи” у нас было Тождество (Количество). Количество переключателей и координированный порядок обхода их определяют структуру.}

Дизъюнктивное соединение на нашей схеме Рис. 4 говорит о том, что если переключатель А включен, то ток через цепочку пойдет как при включении В, так и при включении С переключателя. Таким образом, срабатывает триада Тождество-Становление-Покой. Именно Тождество создает это ситуационное “безразличие” к порядку включения В или С (что характерно для дизъюнкции). Именно Импликация, наличием координатной шкалы создает четкую упорядоченную структуру (иерархию), поскольку без включателя А эффекта не достигнуть. Мы забегаем, как бы вперед, когда пишем формулы. Конъюнкции у нас еще нет. Есть расположение переключателей, и иерархия присутствует, но не действует. Да мы видим некую неравноценность переключателей, видим, что переключатель А может “перекрыть кислород” переключателям В и С, их неравнозначность для результата. Но только и всего. Заметим важный факт, что Различие, присутствие которого есть в Становлении, отсутствует в Покое (Структуре) в явном виде. И то, кто кому “перекроет кислород”, будет определять Становление в Движении как феномен и дизъюнкции (расположения) и конъюнкции (порядка следования событий). В принципе, мы можем построить сетевую структуру на любые задачи. Этот момент использовала и Природа, строя артериально-венозную систему.

{1. Есть подозрение, что именно здесь, в Покое, обосновался бы Люцифер, если бы под крышей категорий можно было жить. Именно здесь бы он доверчивым слушателям объяснял проблемы стохастизма, энтропию, тепловую смерть, “свою” теорию вероятности (запредельную). Все то, что в нашей психике носит подчас некий негативный оттенок от незнания Единого. Поскольку в ситуации “или” … “или” как бы светит безнадега (психизм), Люцифер лукаво умалчивал бы о еще существующих уровнях БЫТИЯ. Но самое главное он панически боялся соседа Движения, поскольку там ставили точку в эволюционном процессе, там господствовала причинно-следственная связь в полной мере и ответственность Действия.

А ведь так хорошо смотреть на этот спектакль сверху: На первом уровне все кричат – мир – борьба, противоречия и хаос, расталкивая остальных локтями. (И они правы!). Солидные люди второго уровня отвечают – “Мы все равны, не толкайтесь!” (И они правы!) Люди третьего уровня мирят и тех и других, обещая жизнь на разных планах бытия, короче “не заморачиваться”. Как это все прекрасно понимал Даниил Андреев, когда писал “Розу мира”.

2. Но вот эвалектика описывает энтропийные явления как закономерные явления, которые сосуществуют параллельно созидательным силам триад. Ибо откуда брать лесу перегной как не из опавшей листвы. А вселенная отнюдь не бесконечна, ибо развитие возможно только при ограничении, о чем мы (порядка следования событий)и ммы идет “положительная связь понятия отрицательной и положительной связи.динение соответствует кписали.

3. События тождественности ведут к эволюции, состояние равенства к увеличению энтропии.}

Категории Покой (Структура) соответствует чувство слуха, реализуемый механизмами уха. Это еще более сложный орган, чем предыдущий. У него чувствительность обеспечивается не только поверхностью. Здесь явно проявляется структура, которая характерна для данного уровня – улитка, молоточек, наковальня, стремечко. Это орган где категория Структуры себя проявляет в полной мере. Но не только в морфологическом плане. Слух, через восприятие речи, дал нам возможность структурировать поступающую информацию. Характер некой “животной” рецепции становится интеллектуальной.

Все то, что мы называем экономикой в целом как обозримое вместе с иерархической структурой управления министерства – отрасли – заводы, упорядоченной структурой производства цеха, бригады, работник, это категория Покой (Структура). Она застыла вся под нашим взором со своими орудиями труда и готовой продукцией. Скоро мы оживим ее.

5. Движение.

В нашей статье [5] мы, в логическом аспекте, связали данную категорию с конъюнкцией. В представлении метамодели этот момент мы обозначили как Проявление. В этой категории достигается высшая точка развития пентаграммы. Конъюнкция обеспечивает нам сложные движения одновременным включением своих частей. Мы здесь полностью сформировали свой коммуникационный текст. Категория Движения венчает триаду Становление-Покой-Движение. Опора триады – Становление задает некий импульс (точнее это уже “полигармония” – из глубины Бытия через Отрицание), Покой обеспечивает структурирование уровней. Теперь это все должно проявиться. Проявление – это действие структуры, поскольку проявлять себя может только структура.

Хорошим представлением для понимания пентаграммы категорий является образ фигуриста на льду. Пока он стоит, мы получаем статическую информацию. Мы что-то знаем о нем. У него есть исходные Качества и известное их Количество, у него естьРазум, который будет им руководить во время танца, в Сознании хранится план действий. Его Дух осуществит намеченное. Он многопланов в плане пентаграмм (эндокринная система, нервная система, плотные органы (восток), полые органы (восток), мыследеятельность). Вот он начинает движение (включая Разумом комбинации своих мышц). Движения имеют несколько уровней. С одной стороны это фигура скольжения по поверхности арены, с другой стороны он сам. Движения нарастают! – волчок, и мы уже не видим его мышц. Мы видим некую другую, динамическую фигуру. И все его движения нам о чем-то говорят. Он нам нравится. Но почему он нам нравится? Что является исходным резонатором эстетики? То, что форма статики переходит в форму динамики для субъекта, это в коммутации условие новой информации. Алгебра Буля на льду? Да, можно сказать и так тоже. Это тоже некая форма красоты.

Вот эта двойственность “формы”, в статике и динамике, порождала некое недоумение и смятение в искусстве (в предпочтительности выразительности), что хорошо отразил Умберто Эко в своем произведении “Отсутствующая структура” (За динамикой не видно статики и ее формы. С другой стороны статика дает явное понимание, но страдает естественная выразительность.)

{Для категорий Покоя и Движения очень подходит аналогия с пространством и временем. Согласно И. Канта пространство это “агрегат”, а время это “ряд”. Собственно такие соображения автор встречал в одной из статей, посвященной исследованию логики А.Ф. Лосева. Мы рассматриваем это как сильную ассоциацию в отношении дизъюнкции и конъюнкции, но, скорее всего это неверно. Пространство и время, априорные понятия, через них нечто проявляется, а не наоборот. Их аналог скорееТождество и Различие. (Ведь мы строим сначала систему координат, а потом что-то описываем.)}

Категории Движения (Проявления) соответствует зрение, которое обеспечивается глазами. Кроме структурности здесь есть проявление двигательной активности – направление взгляда может меняться, глаза закрываться. Это касается и подвижности внутренних частей глаза – зрачка, хрусталика. Глаза обеспечивают нас самой большей долей информации среди всех органов чувств. Они не только сами динамичны, но и могут воспринимать скоростную информацию. Их информационная пропускная способность самая большая среди органов чувств, что делает возможным прорыв к интеллекту.

Категории Движения в экономико-производственной деятельности соответствует Рынок. Рынок не как место торговли, в первую очередь, а как выход продукции из экономики на рынок в динамическом плане. Продукция (товар) здесь обретает динамику в качественно-количественном выражении некого потока, в соответствии с трудом и производством, соответственно существующим орудиям труда и ее организационной структурой. Коммутационный текст, генерируемый такой структурой, несет не только информационный признак, но и в значительной мере материально-энергетический, в отличие от органов чувств.

Дополнительно

1. Между органами чувств и экономико-производственной деятельностью есть некая разница. В первом случае – объекты пентаграммы материальные (статика), но служат идеальному (информация). Во втором случае объекты пентаграммы организационные (динамика), но служат материальному (товары). Для коммуникативного текста важно содержание – Со-Бытия, а не ее форма – материальная или идеальная. Событие связывает все три статуса мира.

2. Когда коммуникативный текст достиг своей последней (на этом круге развития) точки в Действии он в соответствии с логикой пентаграммы должен отрицать исходное Различие. Отрицание предыдущей категории в отношении следующей – диалектическое развитие. Пентаграмма капсулируется, становится самодостаточной и адаптационной. За эту “неравновесную устойчивость” (Бауэр), за счастье иметь Разум и Сознание, надо платить половину энергии [10] Создателю. Это понимание необходимости динамической равнозначности в коммуникации между “отдавать” и “получать” на всех уровнях Бытия, как теологический принцип, требует от людей знания гармонии, а значит – мудрости.

Литература

  1. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука (сб. Бытие, имя, космос) М: Мысль. 1993, 958 с.
  2. Демьянов В.В. Эвалектика ноосферы. – Новороссийск: НГМА, ч.1, 1995, 384 с.; ч.2 1999, 896 с.; ч.3, 2001, 880 с.
  3. Сахно В.А. Свойства пентаграммы категорий (Часть 4) 07.02.2010 (http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10189.html)
  4. Сахно В.А. Свойства пентаграммы категорий (Часть 3) 11.01.2010 (http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10127.html)
  5. Сахно В.А. Свойства пентаграммы категорий (Часть 2) 15.11.2009 (http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10019.html)
  6. Сахно В.А. Свойства пентаграммы категорий (Часть 1) 5.11.2009 (http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10000.html)
  7. Больцано Б. Учение о науке (избранное), С-П. “Наука”, 2003
  8. Ивин А.А. Логика (учебник) М. Знание, 1998
  9. Зиновьев А.А. Очерки комплексной логики. М. Эдиториал, 2000, 560 с.
  10. Сахно В.А. Принцип “пятьдесят на пятьдесят”. 12.09.2009 (http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9883.html)