Современным примерам, когда обернувшаяся кошкой ведьма была ранена, а потом демонстрировала аналогичные повреждения в своем обычном обличье, нет числа. Лучше способа доказать, что хозяйка такая-то и впрямь ведьма, как вы давно уже подозревали, и не придумаешь. Для Англии Средних веков, пожалуй, достаточно будет Гервазия Тильсберийского. Является известным фактом, утверждает он, что женщины, которых видели те, кто тайно подстерег их в облике кошек, и которые были ранены ими, – на следующий день также имеют раны либо у них отсутствуют конечности и т. п. Подобный случай, происшедший в американском Кембридже около 1660 г., излагает мистер Джон Хейл, однако он с радостью подтверждает, что предполагаемая рана оказалась мозолью. В 1561 г. в Верноне, во Франции, произошел невероятный случай. Колдуны и ведьмы повадились собираться по ночам «в старом и древнем замке», куда они приходили в виде всевозможных кошек, и набиралось их там огромное количество. Четверо или пятеро смельчаков решили исследовать странный феномен, проведя в замке ночь. Одного из наблюдателей убили, остальных здорово исцарапали, но им все же удалось ранить нескольких кошек, а наутро у многих мужчин и женщин округи оказались точно такие же раны.
Демон-помощник в виде кота фигурирует на первом, по-настоящему крупном ведовском процессе елизаветинских времен в Челмсфорде в 1566 г. Это был черно-белый пятнистый зверь по кличке Сатана, который сосал у своей хозяйки кровь; позднее он обернулся жабой, которая стала причиной смерти прикоснувшегося к ней человека; кроме того, он помог своей хозяйке с ее непутевым мужем. Но, несмотря на все это, не верится, что кот мог переплыть Ла-Манш в 1558 г. или вскочить на плечо епископу Джуэллу в 1559 г. Более того, я точно знаю, что кот этого не делал. Элизабет Франсис получила его от своей бабки, держала его в доме пятнадцать или семнадцать лет, потом подарила матушке Уотерхаус, которая заботилась о нем последние девять лет до процесса. Одно это указывает, что демон жил среди людей, по крайней мере со времен Генриха VIII, не считая тех времен, когда он был в услужении у бабки Франсис. Алан Лилльский, любимый автор средневековой английской публики, возводит название секты катаров к латинскому слову «кот», так как ходили слухи, будто они воздают почести Люциферу непотребными ритуалами, когда он появляется среди них именно в этом обличье. Сражение короля Артура с котом-демоном тоже свидетельствует о древности истории о его деяниях.