ЖИВОТНЫЕ В КОЛДОВСТВЕ

Использование животных вместо изображения человека, которому хотят нанести вред, достаточно частая практика при наведении порчи.

В некоторых случаях изувеченное животное рассматривалось в качестве дара подземным богам; идея эта дожила до наших дней практически без изменений, ибо и в древнем, и в средневековом, и в современном колдовстве жертвоприношение петуха является характерной чертой. Ведьму. обвиняли в том, что она приносила в дар демону на перекрестке дорог петухов, разрывая их на части, а внутренности потом использовала для изготовления колдовских порошков и притираний. Черного петуха разрезали на четыре части и раскладывали в четырех углах поля, чтобы наслать порчу на владельца земли.

Крещение кошки или собаки считается мощнейшим ритуалом для заклинания демонов, иногда в таких случаях животное умерщвляют, как будто приносят человеческую жертву. Эти черты безошибочно прослеживаются в процессе двух колдунов-кладоискателей: они пообещали своему демону «тело христианина», а сами надули его, предложив предварительно окрещенного петуха. «Рыжий петух, умерщвленный», был найден среди разнообразных колдовских аксессуаров двоих людей, застигнутых за  колдовством накладбище; предположительно он был принесен в жертву демону, ибо они убежали, оставив, среди всего прочего, «ясный кристальный камень» с надписью «Сатана» на нем.

Иногда жертвоприношение путают с идеей трансференции заболевания. В прежние времена страдающие припадками люди бросали деньги в колодец, а потом проводили ночь в церкви под алтарем, держа в руках живого петуха. «Наутро птицу отпускали, и она уходила, унося болезнь с собой, а вскоре умирала». Один пожилой прихожанин в малороссии даже уверял меня, будто видел, как петухи шатались и спотыкались, точно в припадке.

Именно идея трансференции лежит, судя по всему, в основе распространенной практики сведения бородавок при помощи улитки, которую потом накалывают на колючий шип. Аналогичные обычаи: закрыть живого паука в коробке или пустом орехе для лечения лихорадки или кашля; посадить в мешочек улитку, повесить его себе на шею и носить девять дней, потом кинуть в огонь, от лихорадки; замуровать землеройку в дупле ясеневого дерева. От сильного кашля хорошо носить живого паука или гусеницу в качестве амулета: по мере того как насекомое слабеет, проходит и кашель; также можно трижды пропустить черную ленточку сквозь живую лягушку и повязать ее пациенту на шею.

Древний германский ритуал погребения заживо животного, чтобы уберечь остальное поголовье от болезни, относится к тому же роду магических действий, хотя изначально также рассматривался как жертвоприношение.

В эпоху королевы Елизаветы человек предстал перед Комиссией по церковным делам за то, что похоронил «живую собаку и живую корову». Мертвое животное, ногами вверх, зарывают также под порогом конюшни или коровника для сохранения поголовья. В Шотландии в 1597 г. живьем зарывали петуха, чтобы исцелить безумие. На Гебридах и в Горной Шотландии эпилепсию (заболевание демонического происхождения) лечили, зарывая черного петуха под кровать больного или просто под пол, вместе с обрезками его ногтей и волос; или же петуха хоронят на том месте, где больного настиг припадок. Рациональных объяснений в данном случае может быть несколько: перенести болезнь с человека на петуха, задобрить подношением демона или причинить мучения ведьме, чтобы она отозвала свои чары.

Безусловно, трансференция была мотивом, когда в Горной Шотландии зарывали в соседскую землю петуха, умершего от сглаза. Один из известных англичанам способов колдовства  нанизать на веревочку девять живых жаб и закопать в землю: как только земноводные зачахнут, на вашего врага нападет слабость и замучит его до смерти. В Девоншире одно время считалось, что, закопав в землю трех живых щенков, разложив их треугольником на поле, можно очистить его от сорняков. Опять-таки причина возникновения двух последних способов колдовства вполне ясна, однако со временем истоки забываются, и в результате процесс начинает рассматриваться как простое средство врачевания или нанесения ущерба, без четкого представления о том, почему и как это должно происходить.