ЗАГАДКИ РОЖДЕНИЯ И СМЕРТИ ЖАННЫ Д АРК

По существу фигурируют уже четыре варианта истолкования “Загадки” рождения и смерти Жанны д Арк. Согласно первому, “Официальному, Жанна родилась в 1412 г. в Домреми и погибла на костре в Руане в 1431 г. По второму – Жанна родилась в1412 г., но спаслась от костра в1431 г. и вернулась во Францию под именем Жанны д Армуаз. Третий вариант – Жанна – дочь Изабеллы Баварской, родилась в1407 г. и была сожжена в 1431 г. И наконец, четвертая версия – Жанна родилась в 1407 г. и как принцесса королевской крови спаслась от костра и жила после 1431 г. под именем Жанны д Армуаз. Имеются авторы, отстаивающие каждую из указанных версий. Более того, среди сторонников тезиса о спасении Жанны (будь то поборники второй или четвертой версии) наметился раскол: считать ли Жанну д Армуаз Орлеанской девой или полагать, что Жанна д Арк  прожила остаток жизни под каким-то другим именем, а «дама д Армуаз” была ловкой самозванкой (либо даже сестрой Орлеанской девы – есть и такие досужие вымыслы).

По мнению сторонников традиционной версии, гипотеза о том, что Жанна – дочь Изабеллы Баварской, не подтверждается каким-либо документом, в котором бы говорилось об этом ,и который имел бы доказательную силу. Ж. Банкаль в немало нашумевшей книге «Жанна д Арк  – принцесса королевской крови» считает чрезмерным требование представить такой документ. Ведь, мол, и сторонники классической версии не располагают документальным подтверждением, что матерью Жанны была Изабелла Роме, да его и быть не может, поскольку в XV в. не велось метрических записей.

Страсти вокруг Жанны д Арк не стихают уже пять с половиной веков. Во время гитлеровской оккупации предатели французского народа – коллаборационисты пытались представить Орлеанскую деву не как символ борьбы за национальную независимость, а лишь как «врага англичан». Сторонники «наднациональной» Европы объявляют, что подвиг Жанны роковым образом помешал начавшейся еще в XV в. «европейской интеграции» путем объединения в одно королевство Англии и Франции. Впрочем, другие, более ловкие «европеисты, не смущаясь, рисуют Деву, чуть ли не предтечей «европейского строительства»

Многие доводы сторонников нетрадиционной версии о спасении Жанны д Арк, несомненно, относятся к области фантазии. Многие, но не все. Это заставляет внимательно прислушиваться к защитникам этой захватывающей воображение гипотезы, когда они рассказывают сказку, которая, будь она правдой, стала бы одним из самых ярких эпизодов в закулисной истории политических процессов.