ЯСНОВИДЯЩИЙ ИЗ ПАУКИПСИ

Один из первых месмеристов Эндрю Джексон Дэвис сыграл значительную роль в наведении мостов между гипнотизерами и спиритами. Он известен также тем, что предсказал пришествие духов к сестрам Фокс, а также своими прорицаниями, касающимися прогресса и духовной эволюции человечества, которые “открылись” Дэвису, когда тот пребывал в состоянии гипнотического транса.

Дэвис родился в Блуминт-Гроув, штат Нью-Йорк 11 августа 1826 года, став шестым ребенком в семье и единственным сыном. Уже в детстве умерли все его сестры, кроме одной; сам Эндрю вырос болезненным и нервным мальчиком. Ему часто слышались какие-то голоса. Неграмотная мать Эндрю отличалась религиозностью. Отец, по профессии – чеботарь, сильно пил. Семья не выбивалась из нищеты и часто переезжала с места на место. В конце концов, они оказались в Паукипси в 1838 году. Дэвису почти не удалось походить в школу. Вместо этого он переходил с одного рабочего места на другое, то помогая на ферме, то работая в бакалейной лавке, то у чеботаря. В 1841 -1842 гг. он учился профессии башмачника у некоего Аиры Армстронга, но ушел от него в 1843 году.

Причиной, по уверению самого Дэвиса, послужило то, что он почувствовал в себе животный магнетизм. В конце 1843 года Эндрю побывал на представлении гастролирующего гипнотизера и френолога Дж. Стэнли Граймза. Юноша вызвался, чтобы его загипнотизировали, но у Граймза ничего не получилось. Очень многие жители Паукипси увлекались гипнозом и пробовали свои возможности на Дэвисе, однако загипнотизировать Эндрю удалось только портному по имени Уильям Ливингстон в декабре 1843 года.

Во время своих сеансов Ливингстон обнаружил, что Дэвис восприимчив к гипнозу и в таком состоянии способен видеть сквозь человеческое тело, как если бы оно было прозрачным. Это позволяло ему ставить ошеломляющие медицинские диагнозы. Примерно в течение года Дэвис подвизался в качестве ясновидящего и целителя и даже получил известность под прозвищем “Ясновидящий из Паукипси”. Ливингстон бросил свою портняжную мастерскую и посвятил всего себя сотрудничеству с Дэвисом.

В марте 1844 года 18-летний Эндрю испытал странные, мистические ощущения. В состоянии полутранса, он прошел пешком, почти сорок километров от своего дома до Кэтскиллских гор. Как ему казалось, он шел за отарой овец (разумеется, призрачной). Дэвис лег поспать у жертвенника в лесу, где ему снова пригрезились овцы, горы, а также пастух, в котором он узнал Христа. Потом он встретил низенького старичка в одежде квакера, державшего в руке свиток. Дэвис поставил там свою подпись. Затем юноша спустился с горы, вновь прилег поспать и очнулся якобы на кладбище, где встретил знаменитого древнегреческого врача Галена.

Тот прочел Эндрю пространную лекцию об искусстве врачевания, объяснил методы своей работы и даже подарил Дэвису свой посох. За Галеном последовал Эмануэль Сведенборг, который также прочел Эндрю лекцию, после чего заявил, что юноша станет своего рода “сосудом” для восприятия мудрости, открывающей душе путь к гармонии. На этом Дэвис решил, что с него хватит, и попытался перелезть через стену кладбища, но зацепился за что-то. Это окончательно вывело Эндрю из себя. Тогда Гален потребовал вернуть ему посох на том основании, что юноша не умеет сдерживать эмоции. Потрясенный Дэвис отправился домой.

Повторяющиеся видения убедили “Ясновидца из Паукипси” в том, что его назначение – быть рупором для передачи божественной правды. По какой-то известной только ему причине Дэвис счел Ливинстона недостойным для выполнения этой благородной задачи. Проводя сеансы исцеления в Бриджпорте (штат Коннектикут), Эндрю встретил гомеопата С. Си-ласа Лайона и выбрал его своим новым гипнотизером. Лайон и Дэвис переехали в Нью-Йорк, где последний продолжил свою деятельность в качестве целителя. Через три месяца Дэвис попросил преподобного Уильяма Фишбау выполнять функции секретаря, и в ноябре 1845 года тот приступил к работе.

Обычная процедура выглядела следующим образом. Троица собиралась в гостиной своей нью-йоркской квартиры (подобно Ливингстону, и Лайон, и Фишбау оставили прежнюю работу в целях более эффективного сотрудничества с ясновидцем), и Лайон вводил Дэвиса в транс. Через три-четыре минуты загипнотизированный содрогался в конвульсии, затем оставался недвижимым примерно пять минут (на его глаза повязывалась светонепроницаемая повязка для их зашиты). Потом Дэвис впадал в каталептическое состояние, его тело теряло гибкость и становилось холодным, а сам он едва дышал. Через некоторое время ясновидец, все еще находясь в трансе, возвращался к более или менее нормальному состоянию и начинал диктовать, произнося по одной-две фразы подряд. Лайон повторял все сказанное Фишбау, который записывал это в тетрадь. Сеанс мог продолжаться от сорока минут до четырех часов. В итоге могло набраться до пяти страниц текста.

Как правило, за процессом наблюдали трое своего рода свидетелей, подобранных Дэвисом. Довольно часто в их числе находились Эдгар Аллан По, фурьерист Альберт Брисбейн и Томас Лейк Харрис – поэт, сочинявший в состоянии транса. Впрочем, наиболее часто посещал сеансы д-р Джордж Буш, профессор древнееврейского языка и древнееврейской литературы в Нью-Йоркском университете. Большой знаток Библии, поклонник Сведенборга, Буш с огромным энтузиазмом подтверждал правильность откровений погруженного в транс Дэвиса, касающихся древней истории, древнееврейского языка, археологии, геологии, мифологии, и полагал это особенно удивительным, принимая во внимание невежественность Дэвиса.

По материалам, полученным во время 157 сеансов, была написана книга “Принципы природы, ее божественные откровения и воззвание к человечеству в изложении Эндрю Джексона Дэвиса, “Пророка из Паукипси” и ясновидца” (The Principles of Nature, Her Divine Revelations, and a Voice to Mankind, By and Through Andrew Jackson Davis, the ‘Poughkeepsie Seer1 and ‘Clairvoyant’), вышедшая в январе 1847 года. Лайон и Фишбау клялись в том, что они не вносили в текст никаких изменений, за исключением исправления грамматических и орфографических ошибок. Буш написал большую статью в ньюйоркской “Трибьюн”, где превознес до небес всю работу в целом и Дэвиса в особенности, назвав его величайшим прорицателем со времен Сведенборга. Еще до конца года книга выдержала четыре дополнительных издания, и 21-летний Эндрю Дэвис моментально стал знаменитостью. Нельзя, правда, сказать, что столь же быстро он превратился в богача, поскольку молодой человек, находясь в состоянии транса, передал все авторские права на книгу Лайону и Фишбау. Утверждают, что общее число изданий вскоре достигло 34, но почему-то сведений об изданиях с 13-го по 30-е нет.

В наши дни 782 страницы сложной, довольно бессвязной прозы с трудом поддаются чтению. Однако в середине XIX столетия люди с увлечением глотали книгу, стремясь узнать побольше о создании мира, философии и религии, да еще в рамках теорий, поддерживавших присущую американцам оптимистичную веру во всеобщий прогресс. Дэвис давал своим читателям надежду на перерождение человечества, как в мирском, так и в духовном аспекте.

Если говорить коротко, то “Пророк из Паукипси” определил Бога как Великий Позитивный Разум – внутреннюю божественную сущность, вызывающую все внешние проявления. Этот Разум является прогрессивным по своей природе. Бог создал космос из великого первичного океана жидкого огня. Жизнь развивалась от низших форм к высшим, и достигла своей кульминации в человеке, который является сущностью всей существующей жизни. После физической смерти человек продолжает движение по пути прогресса, проходя по небесным сферам и достигая, в конечном счете, седьмой сферы, где сливается с Разумом Божьим, бесконечно мудрым и исполненным любви.

На протяжении всей книги Дэвис дает объяснения по эволюции Солнечной системы, геологической и биологической истории Земли, развитию языка, мифологии и религии, Ветхому и Новому Заветам, жизни Иисуса Христа, заповедям Сведенборга, Кальвина и Шарля Фурье, духовным принципам, заложенным в человеке, подлинному устройству на небесах. В конце он обсуждает пороки общества, греховность врачей и священников, а также преимущества утопии Фурье.

Дэвис утверждал, что проучился в школе лишь пять месяцев, однако образованные читатели “Божественных откровений” узнали в его откровениях теории создания Роберта Чамберса и духовные концепции Сведенборга. Тут же нашлись критики, обвинившие пророка в обмане, однако представляется маловероятным, чтобы Дэвис с повязкой на глазах смог цитировать мысли названных авторов. Высказывалось мнение, что Эндрю обладает даром гипермне-зии (то есть необычайно точной и четкой памятью) или же способностью вспоминать большое количество мелких деталей в состоянии транса.

Еще большую популярность книге принес скандал, связанный с именем Дэвиса. Подвизаясь в Нью-Йорке в качестве целителя, ясновидец консультировал некую миссис Кэтрин Додж – весьма богатую наследницу из Бристоля, на двадцать лет старше Дэвиса. Потом они активно переписывались, и Додж оплатила все расходы по опубликованию “Божественных откровений”.

Она пошла даже дальше в своей щедрости, купив Дэвису дом в Уолтхеме (штат Массачусетс) и обставив его, однако Эндрю отказался принять такой дар. Не смутившись от неудачи, Додж переговорила с издателем СБ. Бриттаном, другом Дэвиса, и в конечном итоге сняла квартиру в доме издателя и опять-таки обставила ее мебелью. На этот раз “Пророк из Паукипси” принял подарок и, принимая даму в своих новых апартаментах, предложил ей выйти за него замуж. Последовало согласие, а затем Додж привела Бриттанов в немалое смущение, сняв еще одну квартиру, теперь уже для себя, рядом с апартаментами Дэвиса. Этот поступок сам по себе вызвал осуждение в обществе, но, когда служанка Бриттанов сообщила хозяевам о том, что миссис Додж провела ночь у целителя, романтическую парочку попросили съехать с занимаемых ими квартир. Они поженились в июле 1848 года после того, как юристам Додж (у нее определенно имелись связи) удалось добиться развода с первым мужем. С сожалением приходится констатировать, что их союз оказался коротким и неудачным, видимо, в силу несхожести их жизни до брака. Додж умерла в 1853 году, завешав свое имущество Дэвису.

Все в том же 1848 году ясновидец предсказал рождение спиритизма. 31 марта он сделал запись в своем дневнике о том, что почувствовал теплое дыхание на лице, когда проснулся, а затем громкий голос сообщил ему, что положено начало хорошей работе. Именно 31 марта Кэт и Мэгги Фокс бросили вызов “Гайдсвильскому стукальщику” (см. Сестры Фокс).

Карьера Дэвиса продолжалась еще долго. Он выступал с лекциями на тему “гармоничной философии” и написал несколько книг по религиозной философии и исцелению страждущих, в том числе “Великую гармонию” (The Great Har-monia, 1852), автобиографию “Волшебный посох” (The Magic Slaff, 1857), а также различные трактаты по диагностике и лечению болезней. Целитель получил диплом врача и медицинскую степень в 60-летнем возрасте. Характерно, что Дэвис отдавал предпочтение гомеопатическим методам лечения. В 1847 году Бриттан, Фишбау и другие учредили даже новый спиритический журнал “Универкоэлум” (Univer-coelum) с единственной целью – публиковать откровения Дэвиса.

Ясновидец всю жизнь яростно отстаивал мысль о том, что без любви не может быть прочного брака. Видимо, это стало отголоском его романа с Додж. Кстати говоря, ссора Дэвиса с Бриттаном на почве все того же романа привела в, конце концов, к закрытию журнала. Среди других событий, интересовавших “Пророка из Паукипси” можно назвать случай полтергейста в доме Фелпсов из Стратфорда (штат Коннектикут) в 1850 году, обнаружение электрических колебаний в телах некоторых детей, ранние свидетельства существования экстрасенсорного восприятия и психокинеза. Если говорить о полтергейсте в доме Фелпсов, то Дэвис объяснял его некоторыми электрическими аномалиями, связанными с двумя старшими детьми. Выступал он также и в поддержку “нового мотора” Джона Мюррея Спира, который, как утверждал изобретатель, приводится в движение духовными магнитными силами (часть из них имеет сексуальную природу).

В последние годы жизни знаменитый целитель и ясновидец владел книжным магазином в Бостоне и весьма почитался спиритами, называвшими его “Иоанн Креститель”. Он умер в 1910 году.