ХУАН ДЕ СЕВИЛЬЯ – Святое СЕМЕЙСТВО  

Святое СЕМЕЙСТВО

ХУАН ДЕ СЕВИЛЬЯ (ХУАН РОМЕРО-И-ЭСКАЛАНТЕ)
(1643, Еранада – 1695, Гранада)
Св. СЕМЕЙСТВО

Холст, масло, 195 х 162 см.
Из собрания Эстерхази, для которого была приобретена в 1821 году из наследства Э. Бурке в Париже.
Выставки: «Мурильо и его современники», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1968, Каталог, стр. 15.

Творчеством этого гранадского живописца искусствоведческая литература занималась сравнительно мало. Вероятно потому, что он был почти современником таких выдающихся андалузских мастеров, как Мурильо и Алонсо Кано, полностью его затмивших. Большая часть картин Хуана де Севильи обнаруживает влияние искусства Кано, однако благодаря своему учителю, Педро де Мойя, он был хорошо осведомлен и о достижениях фламандской живописи, в первую очередь об искусстве Рубенса. Картина «Св. семейство» считалась произведением Хуана де Севильи уже во время приобретения венгерским государством собрания Эстерхази. Она производит несколько консервативное впечатление: барочной беспокойно-динамичной игре форм и светлых красок художник предпочитает простую композицию, уравновешенные тона. Очень красив пейзажный фон картины, вызывающий в памяти пейзажи Мурильо. В гранадском соборе имеется копия с этого полотна, фигурирующая там как произведение Алонсо Кано. Если учесть ясную, четкую моделировку лица Марии и пластичное выявление фигуры ее и младенца из темного фона, достигнутое светотеневыми приемами, то упоминание имени Алонсо Кано в связи с этой работой можно считать вполне обоснованным.