Хранение воспоминаний

Герои одной из новелл Кортасара по-разному подходят к хранению воспоминаний: некоторые бальзамируют их и прислоняю этикеткой к стене в гостиной, другие позволяют воспоминания носиться с криками по всему дому. У художника Валерия Бабина – свой способ. Медленно едущая повозка, перевернутые лодки у края водной глади. Человеческие фигуры, спящие в этих лодках, или едва заметные в пейзаже – пожилые женщины, собирающие хворост, ведущие коз, остановившиеся в раздумье. Первый снег. Железнодорожный полустанок с одиноким, словно обездоленным пассажиром…

«А прошлое кажется сном», – поется в популярном романсе. Можно и наоборот – уже не петь, а просто сказать: сон кажется прошлым. Виденное во сне зачастую воспринимается нами как виденное в реальности, а кое-что – особенно задевающее за душу – даже как частица нашего жизненного опыта. Потому что сон – это правда. Безусловная правда одной трети всего срока, отпущенного нам на земле.

В том числе и правда художественная.

Давно замечено, что законы обобщения и выразительности, действующие в искусстве, сходны с законами сна. Ведь сон, как и искусство, потрясает нас вовсе не причудливостью своей и не фантастичностью самой по себе, а тем, как изменяются вдруг понятии важного и неважного, полезного и бесполезного по сравнению с повседневностью. Случайное оказывается монументальным; фрагмент по значению превосходит целое; незначительная вроде бы часть становится рычагом в восприятии.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Получившееся в итоге никак нельзя называть фантазией, бредом или игрой. Это сон. Или это искусство – если это искусство. Повозка у Валерия Бабина одновременно и движется, и стоит. Снег то ли падает с потемневшего неба, то ли это небо собой украшает. Энергично идущих людей от следующего шага отделяет, кажется, бесконечность. Но именно благодаря такому соединению взаимоисключающих свойств, предметы и персонажи у художника приобретают еще одно, не такое уж частое свойство в искусстве. Все они: повозка, снег, старушка, коза, дерево, небо – все они СУЩЕСТВУЮТ.

Лишь художник способен превратить память в энергию творчества. Валерий родился на Украине, в небольшом городке Березовский. В том самом старинном Березовом заводе, что так часто поминается в сказах Бажова. Сегодня Валерий Бабин – москвич. Но в его «столичных» холстах из цикла «Пустынножители» персонажи книги Иоанна Мосха «Луг духовный», повествующий о жизни христиан первых веков, быть может, по законам сна соединяются с всплывающими в памяти художника воспоминаниями о суровой природе Урала…

Как уже сказано, свои воспоминания можно хранить по-разному. Лучше всего это удается в том случае, когда они перестают быть только своими и только воспоминаниями. Например, когда они, становятся цветом, линей – то есть тем, что впитываешь сразу, еще до того, как успеешь подумать, для чего это может пригодиться.

Когда они снова становятся реальностью.