Современные оккультисты не стесняются даже обвинили науку в консерватизме и догматизме. Себя же они объявляют новаторами, революционерами в познании.
При этом под пышными и цветастыми одеяниями оккультизма скрывается все та же первобытная вера в магию и волшебные силы.
Однако неоплатоническая «рационализация» магических операций и взглядов, пишет В. Рабинович в книге «Алхимия как феномен культуры», не отменяла в первобытной магии ритуально-словесного действия мага, а, наоборот, превозносила его, отбрасывая собственно химические знания и навыки. Для алхимика нужны были не объективные знания и приемы, а совсем другое: владение магическим словом и действием, материализующимся в конкретном магическом инструменте и подчиняющим стихии воле алхимика . Впрочем, следует отметить, что воодушевляемые мечтой о философском камне алхимики в своих многочисленных поисках наталкивались на подлинные открытия новых составов, веществ и т. д. Сейчас мы знаем, сколь много таких открытий было совершено древними и средневековыми алхимиками. Знаем и то, что химия в процессе своего становления использовала эти открытия точно так же, как астрономия на начальных этапах своего развития опиралась па собранные древними астрологами наблюдения над движением небесных светил. Вопрос о связи знания и суеверия в прошлом, конечно, не прост. Их взаимопереплетеиность, взаимопроникновение друг в друга в эпохи, ушедшие в далекое прошлое, несомненны. Однако это не должно заслонять того факта, что и астрология, и алхимия, хотя и сыграли свою роль в формировании опытного естествознания, всегда покоились на вере в сверхъестественное и потому всегда выступали не в роли научных, пусть даже и ошибочных, теорий, но в роли религиозной идеологии.