ВЛАСТЬ РАСПУТИНА

Когда Распутин пришел в Александро-Невскую лавру, представиться «знаменитому» Иоанну Кронштадтскому, сей «чудотворец» не заставил долго ждать бывшего конокрада. Распутина сразу провели к протоиерею. Они понравились друг другу. Ходил Распутин и в кронштадтский Андреевский собор учиться у целителя Иоанна доводить до неистового исступления толпу обезумевших фанатиков. С восхищением говорил: «Вот отец Иоанн, хоть и ростом не велик, а какую уйму народа покоряет с одного слова. Молодец, батя!»

Осенью 1904 года появился Гришка в столице, а уже на следующий год был введен духовником царской четы Феофаном, которому он также сразу очень понравился, в дом спирита великого князя Николая Николаевича. Там от него тоже в восторге. С ним знакомятся представители знати и высшего света. Особенно пленяет он великосветских дам, и в первую очередь Лохтину и всесильную фрейлину, и подругу царицы Вырубову. В 1907 году сам Николай Николаевич вводит его в царскую семью. Там-то он и обосновался весьма прочно почти на целых 10 лет, до самой своей смерти. Обосновался не как слуга и приживальщик, а как хозяин и наставник, отняв, по меткому выражению одного современника, у царя и корону и жену.

Характерно, каким образом Распутин обрел власть над Вырубовой. Это была недалекая, малообразованная и поверхностная, но очень самоуверенная, упрямая, истеричная женщина, чрезвычайно мистически настроенная. Царица, сама склонная к мистицизму, оказывала ей всяческое покровительство. В свою очередь Вырубова сильно влияла на царицу, была незаменимой советчицей в самых интимных и сложных делах. Дело дошло до того, что пресловутый «маленький домик Вырубовой» – ее дача в Царском Селе – стал, по образному определению управляющего министерством внутренних дел Протопопова, «папертью власти». Туда обращались за всякого рода покровительством и протекцией те, кто просил передать свои просьбы «далее», т. е. царю. Часто бывало так, что просьбы, направленные по обычным каналам и отклоненные по тем или иным причинам, при новой подаче их через Вырубову, так сказать с черного хода дворца, рассматривались положительно. Это обстоятельство делало «маленький домик» прибежищем всякого рода темных дельцов, махровых спекулянтов и авантюристов всех мастей, которые целые дни увивались вокруг всесильной хозяйки, пользовавшейся привилегией разбора и сортировки жалоб и прошений перед подачей их «на высочайшее имя».

У Вырубовой неудачно сложилась личная жизнь. Экзальтированная фанатичка, она мечтала встретить «старца-утешителя», врачевателя душевных ран. На всю жизнь ей запомнилось, как в 1902 году, будучи больна брюшным тифом, она попросила пригласить к ней отца Иоанна Кронштадтского, молитва которого, как она считала, должна помочь истинно верующему человеку. И «святой целитель» пришел, молебен был пет, а Вырубова потом в умилении говорила: «Я сразу после его ласковых слов, после молитвы его чудотворной на поправку пошла. Снял болезнь, как и не было ее. И что главное, с того дня он мне веру настоящую открыл. Явилась мне через него милость божья, и я поняла, что прежняя моя вера эта была еще не та, не настоящая вера, которая должна быть в человеке для счастия его, а теперь есть у меня эта вера. Дал он мне ее».

Познакомилась Вырубова с Распутиным за несколько дней до своей свадьбы в 1907 году. Она была очень взволнована. Произошла встреча в гостиной спиритки великой княжны Милицы Николаевны. Сидели они там вдвоем, беседовали. Через некоторое время открылась дверь из соседней комнаты и оттуда вышел «чудотворец». Но предоставим слово Вырубовой:

«Распутин поцеловался с Милицей Николаевной, и затем последняя представила ему меня. Он был одет в простой черной сибирке, и меня поразили его проницательные, глубоко сидевшие в глазных впадинах, глаза. Мы втроем стали ходить по комнате, Распутин начал расспрашивать меня о том, чем я занимаюсь, где я живу и т. п., и я, озабоченная предстоявшим браком, так как я очень мало знала своего жениха, спросила его о том, следует ли мне выходить замуж. Распутин ответил, что он советует мне выйти замуж, но что брак будет несчастлив. Весь разговор длился минут 10-15, и я уехала».

Коротка была первая встреча Распутина и Вырубовой, и тем не менее она сразу стала знаменательнейшим событием в жизни всесильной царской фаворитки. Они самой судьбой как бы созданы были друг для друга – оба преуспевали в искусстве влияния на умы и нервы дегенеративно   отягощенных   венценосных    правителей России. Но Распутин, кроме того, совершенно подавил и поработил саму фрейлину, и с тех пор она из завистливой конкурентки стала его преданнейшей и раболепной помощницей.

Следующая мимолетная встреча произошла у них через год. По собственному признанию, Вырубова очень обрадовалась, что судьба опять свела ее со старцем, о котором она все время думала, тем более что его предсказание о несчастливом браке полностью оправдалось. Она стала тут же настойчиво просить его о более длительной встрече, чтобы рассказать ему о своей несчастной жизни. Распутин в знак особой милости дал ей свой адрес, и после этого их встречи сделались регулярными. Вырубова прочно вошла в круг его преданнейших поклонниц, стала его надежной помощницей во всех делах.

Нам хочется специально остановиться на одной подробности, о которой любили распространяться Вырубова и другие поклонницы Распутина. Речь идет о впечатлении, производимом Распутиным. В этом отношении интересны наблюдения такого объективного свидетеля, каким был В. Д. Бонч-Бруевич, впоследствии видный деятель большевистской партии. Занимаясь в то время изучением сектантства, он специально поехал в салон, где бывал Распутин, чтобы понаблюдать за ним.

«Свободной, легкой походкой вошел он в гостиную,- пишет Бонч-Бруевич.- Мое внимание, прежде всего, обратили его глаза: смотря сосредоточенно и прямо, глаза все время играли каким-то фосфорическим светом. Он все время точно нащупывал глазами слушателей, и иногда вдруг речь его замедлялась, он тянул слова, путался, как бы думая о чем-то другом, и вперялся неотступно в кого-либо, в упор, в глаза, смотря так несколько минут, и все почти нечленораздельно тянул слова… Я заметил, что именно это упорное смотрение производило особенное впечатление на присутствующих, особенно на женщин, которые ужасно смущались этого взгляда, беспокоились и потом сами робко взглядывали на Распутина и иногда точно тянулись к нему еще поговорить, еще услышать, что он скажет… иногда… он начинал быстро ходить по комнате, немного приседая и сгибаясь, быстро потирая руки. Все это производило на окружающих впечатление. Начинали шептаться и говорили, что он что-то угадал, что он сказал правду, что он  многое видит, и начинало создаваться настроение нервно-повышенное, которое можно наблюдать и в монастырях, вокруг старцев, прорицателей и пр.»

Подобная манера поведения Распутина при общении с людьми, безусловно, исходила из его глубокой убежденности в своих сверхъестественных возможностях. В этом отношении он может быть объектом психиатрического анализа, который, опираясь на известные в настоящее время материалы, имеет основания для дифференциальной диагностики между паранойяльной психопатией и психопатией истерического круга со сверхценными идеями религиозного характера.