Винсент Ван Гог
Стул Винсента (Желтый стул)
1888-1889
Холст, масло. 93 х 73,5 см
Лондон, Галерея Тейт
В этой композиции Ван Гог запечатлел предметы своей спальной комнаты. Дружба Ван Гога и Гогена подкреплялась общностью художественных идеалов, стремлением к созданию живописи, свободной от литературных реминисценций, оперирующей исключительно своими живописными средствами. Однако, в то время как Гоген, несмотря на яркие, звучные краски своих картин, остается в рамках гармонического декоративизма, у Ван Гога и его колорит, и создающие арабески контурные линии звучат криком души.
Ван Гог строит свои картины на декоративных цветовых пятнах, образуемых динамичным мазком; силуэты предметов он очерчивает контурами, свидетельствующими о глубоком внутреннем напряжении. Каждому штриху в картинах, что бы они ни изображали, Ван Гог придает весомость, значимость. Он использует яркие насыщенные цвета, отдавая предпочтение желтому, цвету солнца и любви, каким он выступает в его символическом цикле подсолнухов.
В письме к брату Тео Ван Гог признавался в том, что он работал в состоянии сильнейшего эмоционального возбуждения. В этой его картине с исключительной силой выражения раскрывается внутренний мир терзаемого страстями художника; символическое содержание картины воплощено в одухотворенных предметах, наделенных каждый своим смысловым подтекстом. Более нет необходимости в мифологическом или литературном сюжете, носителем мыслей и чувств живописца может быть любой предмет.