Поль Гоген – Зеленый Христос

Зеленый Христос

Поль Гоген

Зеленый Христос
1889
Холст, масло. 92 х 73,5 см
Брюссель, Музей изящных искусств

В период пребывания Гогена в Понт-Авене его внимание привлекли часто встречающиеся на дорогах Бретани и удивляющие своей монументальностью грубые каменные распятия, в которых он пытался уловить «великую первобытную силу и суеверную простоту», поражавшую его в крестьянах. «Зеленый Христос» навеян скульптурной группой «Снятие с креста», находящейся в Низоне около Понт-Авена, а источником вдохновения для написанного в том же году «Желтого Христоса» явилось, по-видимому, деревянное распятие из часовни в Тремало, поселке, также расположенном неподалеку от Понт-Авена.

В «Зеленом Христе» Гогеном выражена неразрывная связь жизни бретонских крестьян с культовым изваянием, символизирующим их веру. Позже, в картинах таитянского цикла, также появятся изображения различных богов в окружении предметов быта и фигур аборигенов, занятых своими привычными делами. Изображенная на переднем плане картины «Зеленый Христос» фигура бретонской крестьянки тесно связана с возвышающейся на холме скульптурной композицией и не менее монументальна, чем изваянная из камня фигура Марии, она могла бы заменить ее в распятии.

Гоген в «Зеленом Христе» и Эмиль Бернар в своих понт-авенских картинах оперируют крупными цветовыми плоскостями, отделенными друг от друга четкими контурами; этот прием вызывает в памяти технику средневековой витражной живописи. Гоген решительно порывает с искусством, подражающим природе, с натурализмом; под влиянием «простых», «примитивных» форм средневекового искусства, переложив их на язык стилизации и «синтетизма», он стремится выразить всю полноту жизни бретонских крестьян, привлекшую его своим более здоровым, более натуральным бытом.