ВИНОВНЫЙ В МОШЕННИЧЕСТВЕ

Вероятно, самый знаменитый медиум XIX века, писавший на грифельной доске. Генри Слэйд (титул “доктор” добавлялся для пущей важности) так умело производил надписи на грифеле, что ученые, журналисты, королевские особы и даже маги почти уверовали в истинность спиритуализма.

Рождение и первые годы жизни Слэйда окутаны тайной. Но после общего упоения открытием медиумизма в 50-е годы XIX века Слэйд начал проводить сеансы в Нью-Йорке  и работал в этом городе 15 лет. В 1876 году российский великий князь Константин попросил теософов госпожу Е. П. Блаватскую и полковника Генри Стила Олкотта подобрать подходящего медиума для психических исследований в Императорском Санкт-Петербургском университете. После ряда проб Блаватская и Олкотт остановились на Слэйде, который в июле покинул континентальную Европу.

Он прибыл в Лондон 13 июля и решил задержаться здесь, чтобы посвятить британскую публику в чудеса феномена грифописания. Он устраивал сеансы в своей комнате на Рассел-сквер, поражая посетителей писанием на запечатанных грифельных досках, материализующимися руками и даже парением предметов в воздухе. Журналист из лондонской “World” написал, что он испытывал духовные уколы, видел руки призрака, слышал сильные стуки и читал разные послания на грифельных досках, причем все это происходило при ярком свете.

На сеансах Слэйда побывали многие знаменитые ученые и писатели, и почти всех их ему удалось убедить в своих возможностях. Великий натуралист Альфред Рассел Уоллас полностью уверовал в способности Слэйда, как и его преподобие Уилльям Стэйнтон Мозес. Даже такой скептик, как исследователь психического Франк Подмор, основатель Общества психических исследований в Лондоне, признал удивительными вызываемые Слэйдом спиритические феномены.

Однако некоторые исследователи придерживались другого мнения. В сентябре Е.Рэй Ланкестер, профессор зоологии в Университетском колледже (Лондон), и доктор Горацио Б. Донкин, врач из Вестминстерского госпиталя, решили разоблачить Слэйда. Ланкестер был членом специального Комитета Британской Ассоциации развития науки, однако вышел из его состава, после того как эта организация одобрила доклад о спиритуализме, представленный сэром Уильямом Баретом. Ланкестер и Донкин заплатили по фунту стерлингов за право присутствовать на сеансе. До наступления кульминационного момента сеанса Ланкестер перехватил грифельную табличку и обнаружил на ней надпись, появившуюся ранее положенного времени. Ои представил материал в лондонскую “Times” и выдвинул против Слэйда обвинения в нарушении Закона о вымогательстве.

Этот случай вызвал горячие споры. Сторонники спиритуализма во главе с Уолласом утверждали, что духи не подчиняются расписанию и могут написать на доске послание в любой момент сеанса. Но судья (суд состоялся 1 октября), хотя целый том в поддержку спиритуализма и произвел на него впечатление, решил, что его приговор, должен основываться, на привычном ходе вещей. Он признал Слэйда виновным и приговорил его к трем месяцам заключения с исправительными работами,

Слэйд был освобожден под поручительство в ожидании решения апелляционного суда. При повторном заслушивании дела приговор был отменен на основании одной технической тонкости. Почувствовав ухудшение здоровья. Слэйд спешно уехал из Англии на континент, прежде чем Ланкестер успел затеять очередное дело.

В его планы входило турне по Франции, однако они не осуществились из-за публикации в Париже английских разоблачительных материалов. Слэйд отправился отдыхать в Гаагу. Отсюда он обратился к Ланкестеру, прося предоставить ему возможность доказать свою невиновность, однако профессор отклонил его просьбу. Затем Слэйд отправился в Германию, где мистифицировал придворного мага Самюэля Белачини. Он побывал в Дании, а после этого, наконец, предстал перед великим князем Константином в Санкт-Петербурге.

В декабре 1877 года Слэйд стал предметом тщательного исследования, проводимого профессором физики и астрономии Лейпцигского университета Иоганном Цоллнером. При помощи трех других профессоров Цоллнер совершенно убедился в действительных способностях Слэйда. Он опубликовал свои открытия в Transcendental Physics, которая была переведена на английский язык Ч.Ч. Мэсси и опубликована в 1880 году Годы спустя Зейбертовская Комиссия, созданная для всестороннего исследования спиритуализма, поставила работу Цоллнера под сомнение.

До проведения сеансов для Цоллнера Слэйд объехал Австралию, после чего отправился в Америку. В 1885 году Слэйд предстал перед Зейбертовской Комиссией в Филадельфии. Члены Комиссии признали его виновным в мошенничестве. Слэйд и его менеджер были арестованы за обман публики в Уэстоне (Западная Вирджиния).

В 1883 году Джон У.Трусдел опубликовал разоблачение Слэйда в своей книге Bottom Facts of Spiritualism. Назвавшись Сэмом Джонсом из Рима (штат Нью-Йорк), Трусдел посетил сеанс Слэйда. Он заранее положил незапечатанное письмо в карман своего пальто, зная, что здесь будут искать информацию, и до начала сеанса осмотрел предназначенную для его проведения комнату. Найдя под буфетом заранее исписанную грифельную доску, Трусдел дополнил имеющееся на ней послание словами: “Генри, смотри в оба за этим парнем – его не проведешь. Альсинда”. Альсиндой звали покойную жену Слэйда.

Во время сеанса появилось послание “Мэри Джонсон”, как считалось – сестры Сэма. Трусдел, он же Джонсон, сказал, что оно некорректно, и Слэйд потихоньку подтянул стол к буфету. Он незаметно искал заготовленную табличку и разъярился, когда увидел дополнительную надпись. На вопрос о том, кто это сделал, Трусдел ответил: “Духи”. После заминки Слэйд продолжил сеанс, как ни в чем не бывало.

После такой критики карьера Слэйда была практически закончена. Он стал алкоголиком, утратил психическое равновесие и умер в нищете в Мичиганском санатории (1905).