Видимые же различия противников были невелики

Есть и другая: откуда бы ни шла такая демократизация церкви, сверху или снизу, ее конечная цель  –  укрепление позиций религии. Впрочем, не обязательно религиозности церковной. Чаще наоборот. Пример тому дают многочисленные старообрядческие и сектантские течения. Чем более „демократичны” они в культовом смысле, тем более косными, застойными и, следует подчеркнуть, более устойчивыми становятся воззрения этих толков. Для „боголюбцев” и примкнувшего к ним Никона основная забота  –  укрепление религиозности, усиление воздействия церкви на массы, вовлечение их в культ.

Придет время, и „друг” Никон, начнет ковать своих прежних единомышленников в железа, Аввакум пешечком, „по – апостольски”, пойдет в ссылку на край света  –  в Даурию, а жизнь кончит на другом краю света  –  близ Полярного круга. Остальных разметали по – разному: кого в затвор с железами на плечах, кого в ссылку, на покаяние в монастырь, кому вырвали язык, чтоб не грешил им более, а кто и покаялся… Никон совершит много ненужных жестокостей  –  все это скоро придет. Но предположим, что реформы были бы проведены так, как замышляли их прежние друзья Никона. Что изменилось бы в этом случае? Уверенно ответим: по существу не изменилось бы ничего. Так же произошел бы раскол православной церкви, так же рвали бы языки противникам, с той же яростью шла бы борьба вокруг культа и обрядов, как разгорелась она после нововведений Никона. Причина ясна  –  в основе раскола лежали вовсе не чисто церковные противоречия, о чем речь ниже. Видимые же различия противников были невелики.

„Боголюбцы” стремились к единообразию на основе сложившейся русской практики. Никон  –  на основе того, что утвердилось в практике греческой церкви. Церковные историки почти три века доказывали „правоту” Никона в трехперстном сложении пальцев при крестном знамении. Сторонники старого обряда, названные церковью „раскольниками”, сохранили сложение двуперстное. Никониан раскольники называли „щепотниками”, деланно изумляясь, во имя какого бога складывают они пальцы, так пакостно, и, что именно, этой щепотью можно обозначить. Щепотники – никониане отвечали столь же цинично. Здесь же заметим, что Никон был дальновиднее своих бывших друзей. Шло воссоединение Украины, а там, в православии уже укрепилось многое из того, что вводил Никон на Руси. Патриарх хотел избежать культовой розни с православной Украиной, чего „ревнители”, видимо, понять не могли или же, ограниченно полагая свою веру единственно истинной во всем, и в обряде особенно, собирались вводить свои обычаи на Украине. Были у Никона и еще соображения, которыми он с друзьями не делился.