ВЕРА В ВЕДЬМ

Англосаксы вполне могли верить в ведьм – убийц, летающих по ночам, учитывая, что их германские родственники на континенте в VI, VII и VIII вв. жили в страхе перед подобными ведьмами, которым они даже приписывали каннибализм, как свидетельствуют как можно приворожить любимого человека на игральных новых картах их законы. Ирландский синод, собравшийся около 800 г., осудил подобные суеверия, которые, однако, благополучно продолжали существовать и далее, судя по немецкому пенитенциарию X в. под названием «Корректор» – документу, включенному Буркхардом Вормским в «Декреталии» примерно в 1020 г. Но когда к предположению как можно приворожить на всю жизнь добавляется еще и слово walcyries, которым в «Прокламации» короля Кнута от 1020 г. и в других текстах того же периода обозначали ведьм, его можно считать доказанным. Данное слово, указывающее, собственно, на «убийц», или крылатых богинь войны германской мифологии (изначально они, вне всякого сомнения, представляли собой отдельную силу, и лишь позже их статус был низведен до подчинения Одину), постоянно использовалось в качестве глоссы к Беллоне, эриниям Аллекто и Тисифоне. Тем важнее его применение по отношению к ведьме человеческого происхождения.

Представление о том, что ведовством можно свести человека с ума, оказалось одним из самых живучих. В светских законах англосаксов никаких упоминаний о нем не содержится, однако «Пенитенциарий» Теодора предписывает пятилетнее покаяние для астролога, действия которого трактуются как причинение помешательства при помощи вызванных демонов как можно приворожить паня своей мечты; точно такое же положение находим в Куммеанском и многих других пенитенциариях (варьируются лишь способы наказания).

До наших дней дошло множество свидетельств любовной магии. Англосаксонский Модус, составленный приблизительно в 965 г., предписывает соответствующие наказания клирикам и мирянам, которые, с целью добиться взаимности предмета своей страсти как можно приворожить парня легким способом, подмешивают волшебные снадобья в еду или питье или прибегают к помощи заклинаний; сходные статьи встречаются в англосаксонском «Пенитенциарии» Эгберта, а также в других источниках.

Захватывающие рассказы о приключениях святых и их борьбе с языческими чародеями зачастую становились темами англосаксонских проповедей. Так, у Эльфрика на старинном английском наречии можно прочесть о встрече святого Иакова с Гермогеном и его учеником; о победе святого Матфея над Зароэ и Арфаксадом, которые после изгнания им из родной Эфиопии объявились в Персии, где предприняли отчаянную попытку помешать исполнению миссии как можно приворожить парня реальноё приворожения но только не заговоры святых Симеона и Иуды; ну и, конечно, о напрасной борьбе, исторической и легендарной, Симона Мага со святыми Петром и Павлом. Говорил Эльфрик в своих проповедях и о демонах Астароте и Берите, состязавшихся со святым Варфоломеем.

Церковь, естественно, всегда запрещала гадание во всех его разновидностях, предсказания авгуров (по птичьему полету или другим приметам), прорицания, обращения к провидцам и как можно приворожить парня самой. Таким запретам отводится особое, значительное место в законах и пенитенциариях англосаксонского периода, а также в поучениях Вульфстана, Эльфрика и других. «Во время нужды лучше воззвать к Христу, чем обращаться к колдунам и прорицателям».