Умение управлять обстоятельствами – упайя в буддийской практике.

Умение управлять обстоятельствами – “упайя” в буддийской практике.
Практика классического буддизма предписывает отстранение от всех объектов вожделения, однако, не предполагает отказ от мирских ценностей или практических действий. Большая часть воздействия на себя проводиться “не выходя из разума”. То есть, сам человек продолжает существовать точно так же, как существовал и до начала буддистской практики, с той только разницей, что теперь он использует свою жизнь как часть практики для выявления того, как работает его сознание, и как оно его обманывает с помощью клеш и сформированных стереотипов восприятия.
Такой подход характерен для большинства наиболее распространенных школ буддизма направлений Махаяна и Ваджраяна. В практике Хинаяны считается, что достижение просветления возможно только для тех, кто отдается практике, уходя от необходимости постоянных мирских усилий, в частности, в монастыре или в скиту. Обычные же люди могут прибегать к помощи буддистского священника для того, чтобы получить совет и постепенно также продвигаться к просветлению, но намного более длинным и сложным путем.

Упайя в философии востока

На начальном этапе с помощью наблюдения за собой и постепенного развития способности правильно воспринимать действительность, формируется сила разума, развиваются различные формы осознанности, с помощью которых буддист достигает способности намного большей эффективности действий в мире людей.

И тогда у него возникает потребность в использовании упайя – “достойных или искусных средств”. Если в целом от буддиста ожидаются те же добродетели, что и от христианина, то на определенной точке большая свобода разума позволяет человеку оказаться как бы выше остальных членов его общества за счет большей ясности и скорости работы сознания. В таком состоянии человек оказывается на грани социальной адекватности, с одной стороны, а с другой, у него появляется искушение использования своих познаний для достижения исключительно своих собственных шкурных целей. Но для того, чтобы достигнуть действительно впечатляющего результата, необходимо продолжать практику, а применение своих сил в эгоистических целях создает новую карму, которую снова придется отрабатывать, снимать и разрушать. Как быть в этом случае?

Вот тут и возникает понятие упайя – это применение возможностей сознания, которое ближе к просветленному для достижения мирских целей, они также являются и духовными. На этом уровне человек учиться тому, что можно охарактеризовать как “психологическое айкидо” или искусство манипуляции для блага самого манипулируемого. Поскольку люди в своей массе действуют совершенно неосознанно, не понимая, что они делают, то именно тот, у кого такое понимание уже появляется, должен действовать более разумно, направляя по свои следам и других.