УЧЕНИЕ-МИСТИКИ

Мистика – один из важнейших источников философского идеализма. Как же возникает этот пустоцвет?

Мистик уверен, что обладает ключами к вратам истины. Но врата эти в действительности ведут не к подлинному, а к ложному знанию. Ложный характер мировосприятия мистика заключается, прежде всего, в том, что он считает источником знания некое сверхприродное начало, полагает, что получает это знание от сверхъестественных сил. Мало того, мистик уверен, что такое знание приобщает его и к сверхъестественному могуществу. Заблуждения мистика коренятся в том, что он, во-первых, неправильно представляет себе сам процесс познания, а во-вторых, неправильно пользуется тем аппаратом познания, которым человека наградила природа.

Познание, есть сложный, диалектический (обладающий своими внутренними противоречиями) процесс. И индивидуальное и общественное познание не есть прямая линия. Это – «…кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали». Витки этой спирали знаменуют поступательное движение от незнания к знанию, от меньшего знания к большему. Это движение по спирали обладает своими стадиями, фазами: «… от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Источником всякого знания человека об окружающем мире является, прежде всего, живое, чувственное созерцание, ибо человек не может ничего знать о том, что его окружает, не вступив с этим окружением в контакт с помощью органов чувств, являющихся для него поставщиками информации. Но одной информации мало. Ее необходимо обработать, для того чтобы установить то, что органы чувств непосредственно не могут дать: отношения между вещами, явлениями, живыми существами, составляющими окружающий мир, который находится в постоянном изменении, движении. Здесь на помощь человеку приходит выработанная в процессе длительной эволюции и социального развития способность к абстракции. Возможности абстрактного мышления, взятого самого по себе, для каждого исторического отрезка времени не безграничны, хотя с прогрессом человечества неуклонно возрастают. Необходимо постоянно сопоставлять выводы, полученные в результате абстракции, с действительностью. Это достигается в ходе общественной практики по преобразованию мира. А эта общественная практика снова становится источником живого чувственного созерцания и новой информации…

Мистик вырывает ту или иную стадию или фазу из этого процесса познания, придает ей самодовлеющее значение, стремится «выпрямить» спираль.

Убедившись в том, что чувственный опыт сам по себе не может дать истинного знания, человек, склонный к мистике, приходит к полному отрицанию значения чувственного опыта для процесса познания и обращает свои надежды на одно лишь «чистое умозрение» – абстракцию. Разочаровавшись и в ней, он затем вообще объявляет все и всякие попытки познания посредством обычных, свойственных всем людям органов чувств и разума, бесплодными и ищет истину с помощью сверхъестественных сил. В таких случаях человек, ушедший в мистицизм, злоупотребляет тем драгоценным даром, которым его наделила та же природа, даром высшей нервной деятельности, высшим итогом длительной эволюции жизни. Впадая в «сверхчувственное состояние», он разрушает свою нервную систему, оборачивает саму способность познания против познания, что, как правило, приводит к распаду личности и тяжелым заболеваниям.

Увлечение мистикой чревато самыми тяжелыми последствиями не только для тех индивидов, которые стали ее жертвами, но и для общества. Мистически настроенные люди, даже если им самим не удалось осуществить «прямого контакта» со сверхъестественным, легко верят, что это удалось сделать другим, оказавшимся «достойными», «избранными». Так они становятся легковерными жертвами кликуш, лжепророков, политических авантюристов, спекулирующих на мистических настроениях тех или иных слоев населения.

В настоящее время мистика все шире используется как духовное оружие.

При этом ее применение весьма многообразно. Во-первых, с ее помощью власть стремятся удержать под своим влиянием массы, отходящие от традиционных церквей и религий. Во-вторых, именно на почве мистицизма, как на общей духовной основе, связанной с признанием сверхъестественного начала, божества, предпринимаются попытки создания мирового фронта всех церквей и религий. В-третьих, мистика служит средством уловления душ тех, кто разочаровался в возможностях науки или потрясен антигуманистическими последствиями применения религии в мире.

Даже преодоление той или иной системы символов и знаков, образующих основные религиозные положения, и культово-ритуальной стороны религии еще не означает преодоления религии в целом, так как этим не устраняются глубокие психологические ее корни. Религия как идеология, как мировоззрение не может быть изжита, пока не будет изжито мировосприятие, на котором она основана, ее преодоление неразрывно связано с преодолением мистики. На наш взгляд, наступление на религию нужно вести одновременно на идеологическом и психологическом фронтах.