Тихо, Маша, он – Дубровский!
И не только.
Он – Треплев в чеховской «Чайке», идущей на сцене Художественного театра, что в Камергерском переулке. Он – Чацкий в «Горе от ума» на той же сцене, Авдий – в айтматовской «Плахе», что шла в «Современнике».
Ученый в «Современнике – II», им созданном и руководимом в течении трех сезонов.
Он очень похож на своего отца. И лицом, и кое-какими привычками, и талантом. Талантом, во всяком случае масштабом его, он похож также на мать, деда, жену… Поскольку сын – Олега Ефремова и Аллы Покровской, народной и ведущей артистки «Современника»; внук – великого оперного режиссера Борг Александровича Покровского, создателя и руководителя Камерного музыкального театра; муж – Евгении Добровольской, самой «королевы Марго». Его раздражает и утомляет постоянное сравнение с отцом. «Как похож!» — восклицает очередной интервьюер. «Да не хочу я быть похожим!» — стонет наш именинник.
Известна его знаменитая перефразировка Пушкина: «…И удосужил же меня черт с моим умом и талантом родиться… сыном Ефремова!»
Но куда сбежишь от судьбы?
Велением которой в фильме «Дни хирурга Мишкина» он сыграл сына Олега Ефремова. В трагичнейшем спектакле «Современника» «Приведения» Ибсена – Освальда, сына фрау Альвинг – Аллы Покровской.
В фильме «Мужской зигзаг» снялся вместе с женой. С ней же, кстати, играет и в «Чайке». С ней же — и в «Королеве Марго»!
Может быть, Ефремову-младшему куда милее было быть тринадцатилетним дебютантом в спектакле МХАТа «Уходя, оглянись». Где бабушку его играла Анастасия Платоновна Зуева, маму – Ирина Мирошниченко, а отчима – Александр Калягин.
Хотя, думается, сердится на свои гены Михаил Олегович понарошку. Поскольку сам в искусстве фигура яркая, одаренная, признанная. Он давно сам отвечает за себя, за свои удачи и просчеты, за амбиции и остроту ума… Он выбрал судьбу по праву. Не только наследства, но и дара.
Интересно, а двое детишек Ефремова и Добровольской воскликнут через пару десятилетий: «Не хотим мы быть похожими!»? Или деликатно промолчат?