ТРОИЦА – ОСНОВА РЕЛИГИИ

ТРОИЦА – ОСНОВА РЕЛИГИИ
ангелок

Реальный мир зарождается, когда бесконечная самопроизвольность становится индивидуальной, ограничивая свое проявление в бесконечном пространстве, и жизнь в этом мире поддерживается вибрацией. Первоначальное состояние, предшествующее этому образованию мира, есть состояние Абсолюта, ирреального, в котором неподвижная бесконечная самопроизвольность, только потенциальная, в бесконечности пространства, не производит ничего, несмотря на свое бесконечное могущество. Предание описывает это состояние, говоря, что Бытие и He-Бытие соединены в нем; но подобное состояние неописуемо понятиями, доступными нашему реальному миру.

Однако, такая теория далеко не объясняет всего; наблюдаемые нами в реальном мире вибрации – не исключительно механические и физические; они зависят от желаний, как результатов очищений и чувств, реальных двигателей всех существ, одаренных жизнью. Эти проявления – необходимое следствие индивидуализации в том виде, как она описана выше, и результат самозащиты формы против внешних, стесняющих ее движений, ибо эта самозащита, так же как и образование формы, – суть результаты проявления самопроизвольности.

Действительно, тут должно существовать двойное стремление и попеременное усилие:

1) усилие первой самопроизвольности, или идеи осуществить себя в пространстве посредством конечной формы, или желание стать инертной

2) стремление инертности сохранить получаемую ею при этом форму, или желание бесконечно существовать и сделаться самопроизвольной через посредство отчасти заимствованной самопроизвольности, которая ее оживляет.

Предание изображает это двойное желание в виде взаимной любви двух элементов абсолюта и изображает любовь как причину образования и трансформации индивидуумов, как причину сотворения реального живого мира; она одновременно и источник и цель его. Мы знаем, что греки приписывали Эросу происхождение мира. Индия, которой так вдохновлялись в своей философии Шопенгауер и Эд. Гартман, также изображает Абсолют выходящим из своего покоя или Небытия, под влиянием желания познать самого себя, и для этого противополагающим в себе два элемента – Бытие и He-Бытие, – которые в нем смешивались, чтобы затем соединить их под импульсом взаимной любви, но делающим это медленно, в продолжение бесконечных циклов времени и жизни, трансформирующей реальный мир. Так же точно и христианство приписывает творение порыву любви Божества, которое, вместо того, чтобы уединиться в своей бесконечности, желает противопоставить себе существа, которые научатся любить Его, служить Ему и участвовать в Его вечности в экстазе бессмертной любви.

Следовательно, жизнь прогрессивна; начавшись в чрезмерной множественности индивидуумов, на которое вначале осуждает себя творческая самопроизвольность, она постоянно стремиться к единству, благодаря противоположному желанию, испытываемому инертностью, – желанию приобрести свойства самопроизвольности и воспроизвести с нею сознательный абсолют. Эти усилия выражаются неограниченно возрастающим объединением индивидуумов в ассоциации, способные удовлетворить взаимному стремлению (любви) Двух противоположных принципов, вследствие чего происходит их слияние в гармоничные и уравновешенные группы, сами по себе способные к прогрессивно увеличивающемуся образованию сообществ.

Вся эта теория с незапамятных времен выражена в очень простом символе, встречаемом археологией в древнейших остатках: кресте, помещенном в круге.

Центр круга изображает самопроизвольность, лучеиспускание которой в инертное пространство произведет мир; самый же круг представляет расширение в данный момент, так как радиус его так же безграничен, как и радиус той сферы, посредством которой Паскаль так выразительно резюмировал это древнее предание; что касается креста, – он изображает реализованный мир следующим образом.

Этот процесс образования мира совершается в три срока: два крайних противоположных и средний, происходящий от их синтетического соединения.

Такова Троица, встречаемая в основе каждой религии, как бы стара она не была.

Когда процесс реализации (пресуществления) окончен, последняя является как бы двойною в своем единстве, так как должна одновременно иметь свойства обоих соединенных ею элементов: так, в химии продукт соединения, хотя и отличающийся от составляющих его элементов и одаренный собственной индивидуальностью, имеет также и их свойства. Следовательно, при своей реализации, Троица развивается в Четыре-Единое (Кватернер), через удвоение промежуточного начала. Именно это и изображает крест: его вертикальная ветвь, концы которой направляются к двум противоположным точкам бесконечности, изображает противоположение начальных принципов; горизонтальная же ветвь стремится найти в глубинах бесконечного эти две крайние точки, чтобы возвратить их к первоначальному центру, источнику и цели всего существующего.

Вот на какой универсальной гипотезе и по какому однообразному плану мы можем не только построить частичное здание магической науки, но сделать более общее методическое описание всякого реального проявления.