ТЕОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЖЕСТВА

Теология
Теология

Теология дает о божестве понятие особенно важное тем, что оно является доминирующим во всей священной науке. Ранее была дана о нем первая идея, когда надо было установить в качестве основной гипотезы первую формулу предания; но эта идея еще не была дана во всем своем объеме, так как она должна охватить мир абсолюта и проявление его воспроизводящей силы.

Это теологическое понятие, изображенное нижеприводимым схематическим кватернером, представляет своим крестом то, что происходит внутри изображаемого круга, то есть всеобъемлющую жизнь.

Два противоположных принципа содействуют величественной гармонии универсальной жизни: – принцип единства и принцип множества (индивидуальности различия). Первый из них, доведенный до крайних своих пределов, приводит к совершенному покою бытия без формы, в абсолютной пустоте (это самый совершенный образ небытия); тут, за отсутствием границы и различения, нет ни сознания, ни жизни, ни ума, ни любви; здесь полная смерть, изображенная нулем. Принцип различия вносит сюда сознание, посредством дуалистического противоположения. Если бы это противоположение, в свою очередь, дошло до крайности, оно через абсолютное множество привело бы к несвязному, беспорядочному хаосу, к бесплодному и беспорядочному заполнению пустоты.

Но принцип единства не отказывается от своей деятельности; он соединяет, таким образом, все то, что разделило дуалистическое начало; этот принцип сохраняется посредством гармонического союза множественности, который никогда не теряет из вида бесконечно возрастающей идеи единства; такова цель этого бесконечно возрастающего динамического равновесия, образующего эволюцию жизни, выраженной высшим законом тройственности.

Можно заметить, насколько связаны между собой термины обоих кватернеров, и каким образом во всех этих элементах мы находим элементы, указанные нами в основной космической гипотезе теологии.

Простое сравнение может дать нам точное изображение этого процесса и тем самым доказать, что его действие не имеет ничего химерического. На месте небытия, изображенного внизу нашего креста, вообразите себе вольтов столб; в нем заключены оба электричества со всей силой, которую сможет произвести элемент, но только в потенциальном состоянии, пока его не привели в действие; две горизонтальных ветви нашего основного креста (с промежуточными определениями пересекающего его креста) изображают проводники элемента, по которым пройдут оба противоположных электричества, когда элемент начнет действовать. Вверху, в вертикальной ветви креста, произойдет сближение этих двух противоположных токов, тогда и обнаружится действие электрических флюидов в виде силы двигательной – теплоты, света, химического действия и т. д., словом, вся та жизнь, которая находилась в скрытом состоянии, была неподвижна и невидима в элементе до его действия.

Представьте себе теперь, что элемент обладает бесконечной неистощимой силой; истечение его флюидов вдоль проволок ограниченного диаметра будет вечно продолжаться, производя электродами безграничную, бесконечно возобновляемую энергию.

Точно также по отношению к космосу можно сказать, что абсолют, бесконечное, осуществляется в безграничности пространства и времени, и такова божественная жизнь, охватывающая все существующее.

В теологии – Бог – есть абсолют (Бытие и He-Бытие), проявляющийся в вечности бессмертием индивидуализированного бытия, исторгнутого из мрака Не-Бытия.

Это теоретическое определение абсолюта мы можем постигнуть мыслью, но не в состоянии дать ему реальной формы. Поэтому предание, столько же из благоговения к этой непостижимой силе и вследствие невозможности изобразить ее понятиями, заимствованными из реального мира, совершенно отказывается ее назвать и только обозначает терминами Непостижимый, Неизъяснимый или другими соответственными именами.

Из этого следует, что, несмотря на знания теологии и исследования, мы не можем постичь абсолюта и должны ограничиться его проявлением посредством этого вечного истечения, Бытия и Не-Бытия одного из другого, производящего совокупность живого реального мира; это будет чисто биологическое изыскание.

Как и во всяком исследовании теологии этого рода, нашему рассмотрению подлежат три главных отдела:

1) состав Бытия (часть анатомическая);

2) ход его жизни (часть физиологическая) и

3) результат жизни (часть телеологическая).

Мы уже знаем, что эта третья часть должна составить космологию – предмет одного из главных наших подразделений.

Теология, подлежащая нашему рассмотрению, должна заняться только анатомией и физиологией божества.