Таинственный мир всеединства

Мир первобытного человека изобиловал божествами всех родов и рангов, ибо его сознание зиждилось на мистическом происхождении всего сущего, и абсолютно все – от солнца до деревьев, от облаков до камней -воспринималось как живые существа. При этом все, что передвигалось, обладало способностью находиться одновременно в нескольких местах. Человек мог перевоплощаться в зверя, а зверь – в человека, и это принималось как должное. Этот таинственный мир всеединства, в котором к тому же объектами можно было управлять на расстоянии, манипулируя с их подобиями, получил название анимизма.

АНИМИЗМ (лат. aniraa -душа) – вера в духов, повелевающих людьми, предметами и явлениями. В научный оборот термин ввел английский исследователь Эдуард Тайлор. Религия, согласно Тайлору, зародилась, когда первобытный человек стал задумываться о причинах бодрствования, сна, болезни, смерти и образах, которые являются ему во сне.

Со временем анимизм трансформировался в первобытные верования: фетишизм, тотемизм, и магию.

ФЕТИШИЗМ (франц. fetiche – вещь, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которые олицетворяют высшие силы. Предметам приписывались чудодейственные свойства, которыми обладают высшие силы. Немецкий исследователь Корнелис Тиле рассматривает фетишизм как разновидность спиритизма, возникшего под влиянием почитания умерших предков и веры в то, что дух умершего, свободно перемещаясь в пространстве, способен вселиться в любой предмет.

Забавно, но фетишизм следует отличать от идолопоклонства, как сам фетиш от идола. Если фетиш – это природный объект, который наделяют могуществом, то идолом служит предмет рукотворный, предназначенный для религиозного почитания. Между тем христианская церковь, судя по всему, подобного различия не признает.

ТОТЕМИЗМ ( – его род) – вера в родство между людьми и животными, реже людьми и растениями. То или иное животное признается покровителем рода и одновременно символизирует кровное родство между членами клана.

МАГИЯ (греч. m a g e i а – колдовство, волшебство) – вера в возможность неконтактным путем воздействовать на человека и внешний мир. ****