СВЯЗЬ КОСМОСА И ЗЕМЛИ

Оккультисты признавали, будто бы имеются скрытые натуральные силы, которые могут персонифицироваться и вступать в общение с людьми. В отличие от христиан, относящих божественную силу и нечистую силу к сверхъестественному миру, оккультисты считали все тайные силы природными, якобы могущими проявляться в форме звуковых и световых феноменов и даже материализироваться, т. е. приобретать видимое тело. Предания об этих тайных силах и способах общения с ними будто бы дошли до нас из глубокой древности.

Оккультисты утверждали, что египетский бог Тот, изобретатель речи и письма, превращенный греками в Гермеса Трисмегиста (т. е. трижды величайшего), передал оккультные знания жрецам, сохранившим их в символах. Спекулируя на слепом доверии к древней мудрости, оккультист Боек в книге Разоблаченная Изида сочинил сотни цитат из древнейших рукописей, которых на самом деле нет ни в одной библиотеке мира, будто бы доказывающих, что все изобретения и открытия XIX в. были известны египетским жрецам. От этой фальшивки пошли современные попытки наделять древних жрецов Нильской долины умением изготовлять и пользоваться всеми чудесами техники от динамо-машин до воздушных шаров. В книге аббата Морэ Мистическая наука фараонов рассказывается, будто в глубокой древности культура стояла так высоко, что тогда были уже известны многие завоевания техники нового времени. В действительности традиционное мнение, восходящее к древнегреческим путешественникам, о якобы высокой сокровенной мудрости египетских жрецов следует отнести к области фантазии.

Основателем французского оккультизма считается последователь Сен-Мартена аббат Этьен Констан (1810- 1875), который опубликовал под псевдонимом Элифас Леви много книг по каббалистике и магии. В конце XIX в. его ученик Папюс (Ж. Энкосс) создал в Париже Высшую школу герметических наук, был редактором нескольких оккультных журналов.

В 1898 г. 35 тыс. членов оккультных обществ Европы и Америки образовали Всемирный союз идеалистов для борьбы с материализмом и атеизмом.

Оккультизм в XIX в. находился на задворках общественной мысли, был распространен главным образом среди отживавшего дворянства. Маркс объяснял, почему многие дворяне прибегали к вере в чудо, к мистике. Он писал, что сила воображения заменяет им ум и сердце, – они, неудовлетворённые практикой, по необходимости прибегают к теории, но к теории потустороннего мира, к религии .

Во второй половине XIX в. в США распространился новейший спиритизм – вера в существование духов умерших, которые будто бы могут сноситься с людьми, отвечать на их вопросы посредством стуков, материализоваться и фотографироваться. Все эти феномены происходят на сеансах, когда медиумы (посредники), лица, якобы одаренные особой сверхъестественной способностью, впадают в транс.

Вымыслы о чудесах медиумов сложились под влиянием Библии, которая служит источником спиритических суеверий. Священное писание признает возможность бесед с душами умерших. В Новом завете рассказывается, будто во время преображения Иисуса Христа на Фаворе явились пророки Моисей и Илья и беседовали с ним. За апостолом Павлом следовала девица, в которой находился дух, говоривший ее устами, и Павел сказал: Изыди из нее. Под влиянием побасенки из ветхозаветной книги пророка Даниила о чуде на пиру Валтасара вышли персты человеческие и писали против лампады на извести чертога царского спириты придумали фокусы – материализацию рук духов.

Начало медиумизма было положено в 1848 г. в США в селении Гайдсвиль недалеко от города Рочестер, где дочери фермера Фокса производили стуки, выдаваемые ими за голос духа. В 1888 г. сестры Фокс публично признались в том, что в течение многих лет обманывали людей своими стуками, возникавшими от быстрого   сокращения  мышц.

Медиумы воскресили забытые на многие века древние способы вызывать мертвых. По свидетельству отца церкви Тертуллиана, столоверчение было известно у римлян, гадавших с помощью ножек столика.

В США шарлатаны создавали кружки для бесед с мнимыми духами, стали издавать даже книги сообщений духов. Я уже писал, что буржуазия была заинтересована в том, чтобы насаждать в США множество средневековых традиций, религию, английское обычное (феодальное) право, суеверие, спиритизм, – словом, всю эту чепуху, которая непосредственно не мешала коммерческим делам, а сейчас весьма пригодна для оглупления масс.

Из США спиритизм распространился на многие страны других континентов как средство борьбы против материализма и атеизма, так как с помощью медиумических фокусов будто бы подтверждалось существование бессмертия души и загробного мира. Режиссер бульварного театра в Париже Аллан Кардек (Л. Ривайль) написал под диктовку духов несколько книг, в которых проповедовал перевоплощение души. В сочинении Евангелие в свете спиритизма, выдержавшим свыше 100 изданий, Кардек излагал такие поучения духов: Не имеющий богатства теперь, имел собственность или будет иметь ее в другом существовании. Бедность есть испытание в терпении и покорности, а богатство – испытание милосердия и благотворительности. Поэтому бедные не имеют причины обвинять провидение и завидовать богатым. Как видим, духи неплохо служили буржуазии.