СВЯТЫЕ И ГРЕШНИКИ

Уже первые русские монастыри создают культ собственных святых первоначально приходилось довольствоваться византийскими. В средневековом монастыре культ святых имел свои особенности любовная магия приворожить парня и женщина соблазнение. Вера в чудесное, была непременной составляющей образа мыслей средневекового человека. Реальное и чудесное, в его сознании, сплетались, в нерасчленимый, жизненный поток. Все, что выходило за пределы повседневного опыта, признавалось чудом.

Чудеса святых были делом само собой разумеющимся. Изумление вызвало бы не чудо, а его отсутствие, то есть в появлении чудес не было заведомого обмана верующих. Не следует думать, что в средние века существовало противопоставление обманщиков – церковников и обманываемых трудящихся. Дело обстояло более сложно любовные заговоры для девушек как приворожить парня: верили в возможность чудес и те и другие. Монашество, пастыри, как ни странно, верили в чудеса глубже и, если можно так выразиться, убежденнее, чем их паства.

Значит ли это, что не существовал обман ради каких – то выгод?.. Он существовал, но природа его была несколько иной, чем представляется обычно. Вера в сверхъестественный мир магие денег и любовь как приворожить, в возможность покойных святых являться живым людям, руководить их поступками и при этом творить чудеса и т. п. обычно останавливала нашего предка от прямой фальсификации страхом кощунства и грядущей расплаты за грех.

Посмотрим, как возникает чудо на примере мощей святого.

В числе первых русских святых  –  князья Борис и Глеб, убитые в борьбе за киевский престол их братом Святополком, которого летопись навсегда заклеймила прозвищем Окаянный. Тело Глеба, как рассказывают древние легенды, было магии денег приворожить, по прошествии многих лет, обнаружено нетленным и благоухающим. Святополк же, в конце концов, изгнанный из Киева, окончил свои дни в мерзком страхе где – то „между чех и лех”, но летописец твердо знает, что могила Окаянного „смердит до сего дня”. Так различались святые и грешные.