СВЯТКИ

Святки начинались в сочельник — ночь перед рождест­вом. Обычай этой ночи прекрасно описаны Н. В. Гого­лем, ё его знаменитой повести. Здесь передано и народное поверье о том, что в эту ночь черти перед своим возвра­щением в ад стараются соблазнить и погубить чью-нибудь грешную душу. А девушки колядуют (это было принято не только на Украине, но и в России, да и у всех сла­вянских народов), гадают, пытаясь узнать свою судьбу. Каких только гаданий не было! Хоронение золота, окличка прохожих, подслушивание, гадание на вещах, курицах, лошадях… Перечень занял бы целую страницу.

В святках удивительным образом слились древние языческие и христианские обычаи и поверья.

Церковь на первых порах пыталась бороться с языческими суевериями, но поняла бесполезность этой борьбы и в конце концов смирилась с ними. Только подслушивание у церковных две­рей запрещалось как святотатство. А обряд гадания в бане считался непристойным. Он состоял в том, что де­вушка ночью одна входила в баню, подходила к печке! если к Ней прикоснется мохнатая рука, будет богатый же­них,  если   теплая – добрый,  а  если  холодная – злой.

А в крещенье происходило водосвятие — освящение воды в проруби — и купанье в ней, на которое, правда, тогда решались немногие. Но именно отсюда повелись те­перешние «моржи». Освященную воду запасали впрок, так как считалось, что она долго не портится (действительно: в охлажденной зимней воде мало микроорганизмов) и об­ладает, очистительными  и  целебными  свойствами. Во времена Петра I Новый год, раньше отмечавшийся 1 сентября, приблизился к святкам вплотную, что еще увеличило радостное ожидание счастья и добрых перемен в жизни. Древние поверья забылись, а радость осталась. И как хочется, чтобы возродились эти веселые праздники, чтобы по домам ходили озорные ряженые, чтобы дети колядовали и славили Христа, чтобы были ночные гадания, пусть не серьезные, а шутливые,- ведь нам в нашей трудной серой жизни так не хватает источников радости.