Святки начинались в сочельник — ночь перед рождеством. Обычай этой ночи прекрасно описаны Н. В. Гоголем, ё его знаменитой повести. Здесь передано и народное поверье о том, что в эту ночь черти перед своим возвращением в ад стараются соблазнить и погубить чью-нибудь грешную душу. А девушки колядуют (это было принято не только на Украине, но и в России, да и у всех славянских народов), гадают, пытаясь узнать свою судьбу. Каких только гаданий не было! Хоронение золота, окличка прохожих, подслушивание, гадание на вещах, курицах, лошадях… Перечень занял бы целую страницу.
В святках удивительным образом слились древние языческие и христианские обычаи и поверья.
Церковь на первых порах пыталась бороться с языческими суевериями, но поняла бесполезность этой борьбы и в конце концов смирилась с ними. Только подслушивание у церковных дверей запрещалось как святотатство. А обряд гадания в бане считался непристойным. Он состоял в том, что девушка ночью одна входила в баню, подходила к печке! если к Ней прикоснется мохнатая рука, будет богатый жених, если теплая – добрый, а если холодная – злой.
А в крещенье происходило водосвятие — освящение воды в проруби — и купанье в ней, на которое, правда, тогда решались немногие. Но именно отсюда повелись теперешние «моржи». Освященную воду запасали впрок, так как считалось, что она долго не портится (действительно: в охлажденной зимней воде мало микроорганизмов) и обладает, очистительными и целебными свойствами. Во времена Петра I Новый год, раньше отмечавшийся 1 сентября, приблизился к святкам вплотную, что еще увеличило радостное ожидание счастья и добрых перемен в жизни. Древние поверья забылись, а радость осталась. И как хочется, чтобы возродились эти веселые праздники, чтобы по домам ходили озорные ряженые, чтобы дети колядовали и славили Христа, чтобы были ночные гадания, пусть не серьезные, а шутливые,- ведь нам в нашей трудной серой жизни так не хватает источников радости.