СВЕДЕНБОРГ

Прошли детские годы, и религиозные интересы отступили на задний план, уступив место иным, подсказанным самой жизнью. С легкостью, одолев школьную премудрость, Сведенборг стал студентом Упсальского университета, внутри которого шла острая борьба двух лагерей: сторонников средневековой схоластики и горячих поборников новой философской доктрины-рационализма Декарта. Судьба величайшего французского мыслителя оказалась связанной со Швецией. Каприз королевы Христины, которая разыгрывала просвещенную государыню и стремилась воспользоваться славой знаменитого Декарта, чтобы придать больший блеск своей короне, привел преследуемого у себя на родине за вольнодумство скитальца в этот чужой и холодный край, где он умер в 1650 году от воспаления легких. Но идеи его нашли здесь благоприятную почву и пустили глубокие корни. «Мыслю, следовательно, существую» – в этих словах квинтэссенция картезианства (так от латинского произношения имени Декарта стали называть его учение) . Источник знания – не священное писание, не откровение божие, а человеческий разум, учил этот основатель рационализма. Человеческая мысль – вот инструмент познания. Метод дедукции лежит в основе работы человеческой мысли. Дедуктивный метод всесилен – он ключ к раскрытию тайн вселенной, ибо подсказан самой природой. Человеку, который мыслит, не нужно иных доказательств бытия. Это учение, прославлявшее разум человека, наносило удар по схоластике и религиозной догматике.

Но учение это было по-своему односторонним, имело свою ахиллесову пяту. Декарт не мог дать ясного ответа на вопрос о происхождении первоначальных исходных идей, с которых мысль начинает свой дедуктивный процесс. Он объявил их врожденными.

Испытав па себе влияние картезианства, Сведенборг воспринял и сильные и слабые его стороны. Троянский конь  дедуктивного   метода   сделал свое дело не сразу…

Молодой, полный энергии и сил Сведенборг, окончив в 1709 году курс университетских наук, на следующий год отправился в свое первое заграничное пятилетнее путешествие, провел год в Лондоне и Оксфорде, четыре остальных – в Голландии, Франции, Германии. Исступленно изучал он физику, астрономию, математику и другие точные науки…

Отнюдь не поиски бога и погоня за абстрактной истиной руководили Сведенборгом в его трудах. Им владели иные чувства, среди которых выделялась любовь к родной стране. Состояние наук в Швеции вызывало у Сведенборга, с горечью наблюдавшего закат ее былого величия после неудачной войны с Россией, мучительное беспокойство. Именно это беспокойство и продиктовало ему письмо в родной университет, в котором он рекомендует во имя преодоления отставания Швеции в области математики и физики увеличить жалованье, профессорам математики, сократив, если необходимо, ассигнования историческому и теологическому факультетам.

В 1715 году Сведенборг возвращается на родину. Начинается почти тридцатилетний период его инженерной, исследовательской, литературной, организаторской деятельности. Основание первого в Швеции научного журнала, создание первого учебника по алгебре на шведском языке, сочинения о воздушном насосе, о летательной машине с жестким крылом, о горном деле, о плавке металлов, о добыче селитры, о контроле над процессом обращения монеты, об искусстве навигации – в общей сложности 21 опус, большинство из которых на родном шведском и лишь некоторые на латинском языке,- вот итог деятельности Сведенборга только за первые пять лет после возвращения на родину. Вместе с инженерами Полемом и Триволдом Сведенборг образовал триумвират шведской технической мысли первой половины XVIII века. Его приближает к себе король Карл XII, он назначает Сведенборга помощником Полема в бергколлегии со званием советника Бергколлегии советник асессор Сведенборг – таков был официальный титул этого человека, свободного от всяких карьеристских устремлений. Всего лишь асессором и оставался он в глазах многих своих соотечественников, меривших людей масштабами табели о рангах.

От занятий механикой и математикой, носивших в значительной степени прикладной характер, Сведенборг переходит к разработке философских проблем.

С 1721 года его все больше захватывало стремление дать объяснение мироздания, создать универсальную систему, раскрывающую тайны вселенной, математически и геометрически объяснить суть и происхождение всех вещей.

Он пустился в новое заграничное путешествие, во время которого опубликовал ряд исследований и размышлений в области химии и физики, геологии и минералогии. Раскрыть тайну неживой материи – вот задача, которую он поставил перед собой в труде «Царство минералов». Достигнутые им результаты получают широкое признание за рубежом, Петербургская академия наук, в частности, избирает его своим почетным членом. Это придает Сведенборгу еще больший авторитет на его родине. Он становится одним из первых членов Королевской академии наук Швеции.

В 1735 году наступает новый поворотный пункт в научных и философских исканиях Сведенборга, ознаменованный появлением книги «Бесконечное и конечная причина творения», в которой поднимается вопрос об отношении конечного к бесконечному, души к телу. В нетерпении минуя «царство растений», он переходит к изучению «царства души». И здесь до поры до времени он остается верен эмпирическому методу. В третий раз устремляется он в заграничное путешествие, чтобы обогатить свои знания в беседах с крупными знатоками человеческого тела, изучить книги по анатомии, самому углубиться в анатомические исследования. Но руке, вооруженной лишь скальпелем, не дано было открыть тайны психической деятельности мозга. Да и не за ними уже охотился в то время Сведенборг.