СУЩЕСТВОВАНИЕ ДУШИ

Философ и исследователь психических явлений, автор многих книг, монографий и статей о явлениях психики. В особенности его интересовал процесс общения медиумов с миром духов. В то время как одни считали его добросовестным исследователем, другие полагали, что он был слишком уж горячим сторонником идеи существования жизни после смерти. С 1906 по 1920 год, когда он умер, Хайслоп являлся секретарем-казначеем Американского общества для изучения психических явлений.

Хайслоп родился 18 августа 1854 года в семье правоверных пресвитерианцев, живших неподалеку от Ксении, штат Огайо. Его сестры-двойняшки умерли вскоре после рождения, через несколько лет скончалась старшая сестра. Когда Хайслопу было 10 лет, от скарлатины умерли младший брат и сестра, и в следующие два года, как он написал в своей автобиографии, его неотступно преследовали мысли о смерти. Он находился под столь сильным впечатлением от череды потерь близких людей, что пережитое наложило отпечаток на всю его последующую жизнь.

По настоянию родителей Хайслоп готовился стать священником, однако во время учебы в колледже в Вустере, где он в 1877 году получил степень бакалавра гуманитарных наук, он пережил духовный кризис, который в течение последующих лет привел его к отказу от веры в божественную сущность Христа и принятию материалистического мировоззрения.

Окончательно его взгляды сформировались в Европе, где он в Лейпцигском университете изучал философию под руководством Вильгельма Вундта, который в 1879 году создал первую официальную лабораторию парапсихологии. В 1887 году Хайслоп получил степень доктора философии в университете Джона Хопкинса, некоторое время продолжал образование в университете Бакнелл, а затем стал преподавать в Колумбийском университете, где вел курсы логики и этики. В 1891 году он женился на Мэри Фрай Холл, американке, с которой познакомился, когда был в Германии.

Вплоть до 1886 года он не имел никакого представления о психике, пока его внимание не привлекла опубликованная в “Nation” статья о телепатии.

В ней рассказывалось о мальчике, которому неоднократно представало видение отца и упряжки лошадей, падающих с берега в реку за 25 миль от этих мест. Хайслоп счел, что рассказанная история представляет собой “некую иллюзию памяти или ошибочный взгляд на факты”. Он написал автору статьи письмо и получил на свои вопросы ответы, убедившие его, что подобный случай, в самом деле, мог иметь место.

После посещения в 1889 году лекции Ричарда Ходжсона Хайслоп стал заниматься изучением психики. Он незамедлительно вступил в Британское Общество изучения психических явлений и Американское общество изучения психических явлений, базирующееся в Бостоне. Он содействовал открытию в Нью-Йорке филиала Общества и вскоре стал ассистировать Ходжсону в исследовании отдельных случаев. Хайслоп отдавал себе отчет в наличии связи психического феномена и философии, несмотря на то что материализм не оставлял места для жизни после смерти. Однако исследования Леоноры Паипер и других медиумов привели его к вере в загробное существование души. Он начал проводить сеансы с Паипер в 1888 году. Вначале он был настроен скептически, но был изумлен, когда Паипер начала передавать ему личные послания oт покойного отца и разных родственников. На двенадцатом сеансе он был убежден, что общался с духами своей семьи.

Жена Хайслопа умерла внезапно в 1900 году, оставив его вдовцом с тремя малолетними детьми. В следующем году он пережил нервное расстройство и в 1902 году по совету врача отказался от должности в Колумбийском университете. Друзья думали, что он уже никогда не оправится, однако Хайслоп доказал, что они заблуждались, Спустя год он был в хорошей форме и мог теперь посвятить все свое время изучению психических явлений.

Первая книга Хайслопа “Наука и будущая жизнь” была опубликована в 1905 году. За ней последовало несколько других, однако наибольший след он оставил как руководитель Американского общества для изучения психических явлений, оказав содействие в издании работ Общества.

Американское Общество было создано в 1885 году как независимая организация, однако в 1887 году по финансовым причинам вынуждено было объединиться с Лондонским Обществом и продолжать существование в качестве его филиала. Хайслоп мечтал о возвращении Общества под американский контроль, и когда Ходжсон внезапно скончался в 1905 году, у него уже существовал продуманный план. Он считал, что нужно включить общество в создание Американского Института для научных исследований по образцу Института Карнеги, во главе с советом директоров. Общество стало бы одним из его подразделений, а другое было бы посвящено психопатологии.

Хайслопу удалось достичь цели, получив средства для организации института и для Общества, однако  же, отделение психопатологии так и не было создано. В 1906 году Американское Общество возродилось, и с 1907 года начал выходить “Journal”, который продолжает издаваться без перерыва до сих пор. Стали выходить ежегодные серии “Proceedings”.

Хайслоп находился во главе Общества с 1906 года до своей смерти в 1920 году.

Деятельность Хайслопа в период 1907 – 1920 годов отличалась поразительным размахом. В дополнение к изысканиям денежных средств и выполнению административных обязанностей он исследовал множество случаев, написал объемистые отчеты для изданий Общества. Большую часть этого времени он работал без помощника, имея в своем распоряжении только одного секретаря, а с 1917 года работал совместно с Уолтером Франклином Принсом. В конце 1919 года он перенес паралич, а 17 июня 1920 года скончался.

Великого труда стоило Хайслопу добиться, чтобы научная общественность обратила внимание на изучение явлений психики, обеспечить нужную поддержку Обществу. Но его вспыльчивый характер во многом мешал ему. Он вызывал раздражение и гнев многих, в том числе Уильяма Джеймса, который в прежние годы был главной фигурой в Обществе. Говорили, что он вел себя как настоящий диктатор. Неуживчивый характер и проигранные им диспуты нанесли определенный удар по психическим исследованиям в Америке.

Среди других книг Хайслопа “Пограничная область в изучении психических явлений” (1906), “Загадки психических исследований” (1906), “Психические исследования и воскрешение из мертвых” (1908), “Жизнь после смерти: Проблемы будущей жизни и ее суть” (1918) и “Контакт с загробным миром” (1919).

Исследования Хайслопа

Начиная с 1907 года, он работал с рядом медиумов, главным образом с Минни Сэул, чтобы изучить способы общения с духами. Наиболее известными случаями из его практики были Случай Томпсон-Джиффорд и Случай Дорис Фишер. Он также исследовал историю С.Генри, кучера в Нью-Джерси, глубоко переживавшего смерть жены и испытывавшего необычные психические недомогания. С.Генри описывал свои ощущения: в его желудке скопилась странная жидкость, заставляющая его дышать определенным образом, когда же она поднимается к голове, то доводит его до помешательства. Он также чувствовал, что может покинуть свое тело через отверстие в затылке.

Хайслоп не признал в симптомах Генри Кундалини (Jomdahni) – в йоге это понятие о сильной духовной энергии, или случай выхода души из тела. В 1908 году, почти через два года после того, как Хайслоп впервые познакомился с ним, С.Генри, страдающий от галлюцинаций, сделался душевнобольным. Хайслоп привез С.Генри в Нью-Йорк в Общество, где загипнотизировал его и пробовал помочь ему. Простое лечение действовало.

Ни разу не сталкиваясь до того со случаями выхода души из тела, Хайслоп относил все проблемы Генри на счет одержимости духом.

В 1909 году Хайслоп познакомился с Эттой Де Кэмп. медиумом из Нью-Йорка, которая обладала способностями с детских лет. Она работала редактором и корректором в журнале “Broadway”, однако до 1908 года не писала ничего, кроме писем. Прочитав об общении УЛ.Стеда с духами умерших посредством автоматического письма, она решила попробовать. Она почувствовала покалывание в руке, словно от удара током, а после нескольких дней, вовсю. принялась писать.

В тот период Де Кэмп страдала от ужасной головной боли и боли в ушах, если она пыталась уклониться от писания. Некоторое облегчение она испытывала во время транса, однако отказывалась утратить контроль над сознанием.

Письмена содержали для нее мало смысла, и она попеняла духам, что если они не умеют хорошо писать, то пусть приведут кого-нибудь, кто это умеет. С этого момента письмена стали, более связными. Ее первым контактером был индейский воин, поведавший, что она будет получать сообщения от мужчины, писателя, желавшего, чтобы кто-нибудь осуществил замысел книги, который он унес с собой.

В скором времени ее карандаш написал, что прибыл дух Фрэнка Р.Стоктона и желает общения. Она почувствовала сильную боль, однако как только Стоктон взял ее под свой контроль, боль исчезла. Де Кэмп начала писать короткие рассказы в манере Стоктона и показала их своему работодателю Джорджу Дейстерсу, который и направил ее к Хайслопу.

Стоктон был популярен в конце XIX века, писал эксцентрические истории для детей. Его наиболее известный рассказ “Леди или тигр” популярен до сих пор. У него был особый стиль, полный юмора, цинизма и забавных ситуаций. Дейстерс показал некоторые из записей Де Кэмп бывшему издателю Стоктона, который счел их за подлинные произведения. Позже Де Кэмп начала получать сообщения от покойного отца.

Де Кэмп продолжала писать в манере Стоктона. Нос 1910 по 1912 год Хайслоп утратил с ней связь, поскольку работал над другой темой. К 1912 году здоровье Де Кэмп было вконец подорвано, и Хайслоп согласился принять участие в сеансах, на которых можно было обнаружить присутствие Стоктона. Во время серии сеансов с Сэул как Стоктон, так и недавно скончавшийся Дейстерс вступили в общение, подтвердив Хайслопу реальность существования духов и жизни после смерти. Де Кэмп написала о своем случае в опубликованной в 1913 году книге “Возвращение Фрэнка Р.Стоктона”, включив в нее все переданные Стоктоном рассказы. После выхода книги в свет Де Кэмп вышла замуж и углубилась в семейную жизнь; она ничего больше не слышала от Стоктона. Третий случай относился к женщине, идентифицируемой как Ида Ритчи, в действительности Ида Мари Роджерс. Роджерс рассказала, что получает сообщения от великой оперной певицы Эммы Эббет, скончавшейся в 1891 году. Сама Роджерс была начинающей певицей, но обнаруживала удивительные успехи, если учитывать, что она лишь недавно начала учиться пению. При встрече с Хайслопом она сказала, что Эмма Эббет, ее собственная мать, и позже Уильям Джеймс, гарвардский философ и психолог, друг Хайслопа, стали общаться с ней через автоматическое письмо. Снова прибегнув к сеансам с Сэул, Хайслоп вступил в общение с Эббет и матерью Роджерс. Их сообщения указывали, что духи предпринимали значительные усилия, чтобы помочь Роджерс сделать карьеру певицы, однако она так никогда и не стала звездой.