СТИХИЙНЫЕ ДУХИ

СТИХИЙНЫЕ ДУХИРазъясняя основы жизни природы в проявлении ее самопроизвольности, мы коснулись одной из оккультных наук, столь же важной, как и малоизвестной, или, по крайней мере, малоразработанной современными магами Запада, несмотря на то, что она составляет основу Магии; эта наука – Магическая Физика.

Теперь мы можем вернуться к различению присущих природе существ; рассматривая их с точки зрения нашего восприятия, мы различим два рода: существа, доступные и недоступные нашим физическим чувствам; в действительности же все они образуют одну иерархию; но часть их скрыта от нас окутывающей их материей и видима только для некоторых лиц.

Итак, прежде всего, есть существа, на которых возложена специальная обязанность защищать в материи и принимаемых ею формах все то, что относится к характеру их элемента (огненного, воздушного, водяного или земного), – обязанность участвовать в их превращениях, бороться и уничтожать все то, что может им повредить; они, так сказать, души всех бессознательных творений. Их обозначают именем элементарных или стихийных духов.

Они смертны, подобно нам, т. е. душа отделяется от тела посредством дезагрегации, подобной нашей смерти; душа их может прогрессировать как и наша, переходя, по мере того как она становится к этому способна, в форму более совершенных существ, чтобы жить их жизнью; таким образом, она поднимается по лестнице существ и в конце концов участвует в образовании души самого человека.

Вторая категория существ, находящихся в зависимости от Природы, есть – земная, нам известная, которую мы разделяем на четыре царства; она соответствует качеству душ, оживляющих эти существа, что выражается в них активностью и освобождением от инертности: низшая – существа минерального царства – еще бессознательны (по крайней мере, в сравнении с человеческим сознанием) и действуют, подчиняясь только импульсу механических сил, управляющих элементом земли; более развитое сознание растений заставляет их действовать, реагируя на психологические возбуждения, зависящие от воды; животные, у которых ум, постепенно соединяясь с сознанием, действует более или менее рассудительно и на основании известных мотивов или второстепенных причин, обнаруживающихся в форме страсти, свойственной воздуху, наконец, и сам человек принадлежит еще Природе по составу своего тела, по своим инстинктам и страстям, играющим столь важную роль в его существовании. Каждый из этих четырех главных классов, в свою очередь, подразделяется на семь типов, соответствующих индивидуальному духу.

Соответственно трем царствам природы (исключая человеческое) существует серия малоизвестных оккультных наук, пренебрегаемых современными магами; эти науки рассматривают не только телесную жизнь царств природы, но и их универсальное и космическое значение, на которое только что было указано. Вот наименование этих наук: Магическая минералогия, Магическая ботаника и Магическая зоология.

Они изучают строение существ во всей их полноте, то есть душу, так же как и тело, разделяя, на элементарные и планетные типы, к которым они принадлежат (на основании признаков, называемых соответствиями или сигнатурами существ); они исследуют собственную их деятельность, характеризующую их производительность, рассматриваемую не только с физической, но также и с психической точки зрения. (Истинная наука о запахах и лекарствах находится в связи с этими особыми науками и вытекает из них).

Наконец, все функционирование жизни в Природе так же образует особую науку, как бы синтез предыдущих; ее можно бы назвать Общей физиогнозией. Ее назначение – показать, как Природа возвышает существа из глубин бессознательной материи до самых высоких форм, допускающих их участие в духовной жизни, и позволяет им осуществить, таким образом, живое проявление абсолюта. Современное научное движение, выработавшее теорию Дарвина, – представляет прекрасную, хотя и несовершенную, попытку восстановить эту науку; но она еще не может возвыситься до познания физического и духовного порядка.

Чтобы дать о ней более точное представление, я добавлю здесь только одно общее замечание. Оно заимствовано у положительной науки и недавно указанного ею принципа, согласно которому сложные существа представляют собой синтез более простых; благодаря ему можно понять как Природа, заставляя монаду проходить через различные промежуточные состояния, развивает в индивидууме, при помощи постепенных опытов, сознание, разум и волю. Следующая таблица, относящаяся к этому предмету, не требует никаких объяснений. К этой таблице можно бы добавить еще и царство человеческое, представляющее ряд свойств, о которых будет сказано далее.

Во всяком случае, чтобы охватить все действие Природы, надо подразделять каждое Царство, принимая в соображение четвертное соотношение элементов и семеричность существ.

Таким образом, мы обозреваем всю жизнь в Природе, во всех разновидностях, установленных ею в формах и существах; и эта жизнь со своими собственными законами встречается в каждой частичной жизни, определенная ритмом числа и формы, выражающим прогрессивное и все более самопроизвольное проявление универсальной воли, которая обусловливается также инертностью, оживленной духовной любовью и бесконечным желанием существовать.

Священная наука давно изобразила эту Общую Физиогнозию в неподражаемом символе Зодиака, состоящего из двенадцати небесных домов. Действительно, многие, изучающие Магию -, еще и до сих пор делают грубую ошибку, думая, что значение зодиака ограничивается астрономическим описанием и астрологическими соображениями. Наоборот, зодиак настолько универсален, что здесь даже ему не место; он принадлежит космогонии, и его применение к жизни Природы в действительности должно составить главу Астрософии, о которой уже упоминалось.