Современная наука и древняя магия

Тем не менее, я думаю, стоит сказать,    что углубление обществоведа или мага в объект его изучения происходит иначе, чем у естествоиспытателя, и вопросы, поднимаемые отношениями между субъектом и объектом неизмеримо сложнее, причем этим дело не исчерпывается. Классические теории  познания,  превалировавшие  на  протяжении  XVII – XIX веков, признавали коренную дихотомию между познающим субъектом и известным объектом познания. Как бы ни осознавали  процесс,  модель,  созданная  философами,  показывала субъект и объект, человека и  внешний мир, разделенными и обособленными.

Это была великая эпоха рождения и развития наукии когда существовала древняя магия и теории познания находились    под сильным влиянием взглядов первопроходцев науки. Человек резко противостоял внешнему миру. Он боролся против него как против чего-то непокорного и потенциально враждебного – непокорного, потому что он был труден для понимания,  потенциально   враждебного,  потому  что   им   трудно было овладеть. С успехами современной науки этот взгляд претерпел  радикальную  модификацию.  Сегодня  ученый гораздо менее склонен рассматривать силы природы, как нечто враждебное, нежели как то, с чем можно сотрудничать и использовать в своих целях.

Классические теории познания больше не подходят к современной науке, и менее всего – к физике.  Неудивительно, что  в  течение  последних  50 лет философы  начали  ставить  их  под  сомнение  и  признавать, что процесс познания не только    не    разделяет    субъект и объект, но и включает в себя определенную степень взаимоотношений и взаимозависимости между ними.  Это, однако, чрезвычайно важно для общественных наук. В моей первой лекции я высказал мысль, что изучение магии было трудно совместить с традиционной эмпирической теорией познания. Теперь я хотел бы высказаться в пользу того, что общественные науки в целом – в силу того что в них входит человек в качестве как субъекта, так и объекта, как исследователя, так и того, что подлежит исследованию, – несовместимы с любой теорией познания, которая  провозглашает резкий разрыв между субъектом и объектом. Социология в попытках установить свою стройную  концептуальную основу совершенно справедливо основала отрасль под названием «социология познания». Эта отрасль, однако, не очень развилась, главным  образом, как я  полагаю, потому,    что довольствовалась вращением  в замкнутом кругу, в рамках традиционной теории познания. Если философы, сначала под воздействием современной физики, затем –  современной науки об обществе, начинают выходить из этого круга и создавать ряд более современных моделей процесса познания, чем старая модель «бильярдного шара», то есть воздействия данных на пассивное сознание, это доброе предзнаменование для общественных наук и магии в особенности. Данное положение имеет определенную важность. Я к этому позже вернусь, когда перейду к рассмотрению того, что мы подразумеваем под объективностью в магии.