Тем не менее, я думаю, стоит сказать, что углубление обществоведа или мага в объект его изучения происходит иначе, чем у естествоиспытателя, и вопросы, поднимаемые отношениями между субъектом и объектом неизмеримо сложнее, причем этим дело не исчерпывается. Классические теории познания, превалировавшие на протяжении XVII – XIX веков, признавали коренную дихотомию между познающим субъектом и известным объектом познания. Как бы ни осознавали процесс, модель, созданная философами, показывала субъект и объект, человека и внешний мир, разделенными и обособленными.
Это была великая эпоха рождения и развития наукии когда существовала древняя магия и теории познания находились под сильным влиянием взглядов первопроходцев науки. Человек резко противостоял внешнему миру. Он боролся против него как против чего-то непокорного и потенциально враждебного – непокорного, потому что он был труден для понимания, потенциально враждебного, потому что им трудно было овладеть. С успехами современной науки этот взгляд претерпел радикальную модификацию. Сегодня ученый гораздо менее склонен рассматривать силы природы, как нечто враждебное, нежели как то, с чем можно сотрудничать и использовать в своих целях.
Классические теории познания больше не подходят к современной науке, и менее всего – к физике. Неудивительно, что в течение последних 50 лет философы начали ставить их под сомнение и признавать, что процесс познания не только не разделяет субъект и объект, но и включает в себя определенную степень взаимоотношений и взаимозависимости между ними. Это, однако, чрезвычайно важно для общественных наук. В моей первой лекции я высказал мысль, что изучение магии было трудно совместить с традиционной эмпирической теорией познания. Теперь я хотел бы высказаться в пользу того, что общественные науки в целом – в силу того что в них входит человек в качестве как субъекта, так и объекта, как исследователя, так и того, что подлежит исследованию, – несовместимы с любой теорией познания, которая провозглашает резкий разрыв между субъектом и объектом. Социология в попытках установить свою стройную концептуальную основу совершенно справедливо основала отрасль под названием «социология познания». Эта отрасль, однако, не очень развилась, главным образом, как я полагаю, потому, что довольствовалась вращением в замкнутом кругу, в рамках традиционной теории познания. Если философы, сначала под воздействием современной физики, затем – современной науки об обществе, начинают выходить из этого круга и создавать ряд более современных моделей процесса познания, чем старая модель «бильярдного шара», то есть воздействия данных на пассивное сознание, это доброе предзнаменование для общественных наук и магии в особенности. Данное положение имеет определенную важность. Я к этому позже вернусь, когда перейду к рассмотрению того, что мы подразумеваем под объективностью в магии.