<

Сколько ангелов могут поместиться на кончике иглы

Просмотров: 514

Мое воображение всегда занимала схоластика. Меня поражало то, что образованные люди того времени собирались вместе, чтобы в горячих спорах выяснить, сколько ангелов могут поместиться на кончике иглы. Это казалось бесконечно далеким прошлым, но ныне в вузах преподают формальную логику, которая недалеко ушла от средневековой схоластики. Не случайно историки полагают, что религия, прежде всего христианство, предвосхитила науку в ее движении от эмпирически выявленных зависимостей к их единой сущности. Вместе с тем в самой науке о религии немало противоречий.

Утверждается, что в любой религии Бог мыслится как первооснова мира

Его первопричина и общий принцип развития, между тем неоспоримым является тот факт, что в буддизме и конфуцианстве понятие Бога отсутствует. Впрочем, немецкий мыслитель Корнелис Тиле полагает, что Будда постепенно обретает все атрибуты Божества, и вся мифология переносится на него.

Из великого множества классификаций религий наиболее любопытна та, что предложена американским исследователем Робертом Беллахом. Он выделяет религии:

  • примитивные,
  • архаичные,
  • исторические,
  • раннемодерные
  • и модерные.

Поначалу эти номинации вызывают недоумение, поскольку первые две в русской традиции синонимичны, а две последние представляются неуважительными по отношению к религии. На самом деле классификация Беллаха заслуживает внимания, ибо позволяет проследить развитие религии от простого к сложному, от многобожия к единобожию, от мистики к этике. Вот, к примеру, как эволюционирует, по Беллаху, система символов: если в примитивных религиях ключевая роль принадлежит родовым мифическим изображениям, в архаичных — могущественным божествам, то уже в исторических религиях, к каковым Беллах относит древнееврейскую, признается единый Бог. В раннемодерных религиях, например, протестантизме, поощряется непосредственная связь между Богом и верующим, а в модерных (современных) религиях на первый план выдвигается личность верующего, его моральный долг.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….



В отношении религиозного действия динамика следующая:

  • архаичные религии практиковали жертвоприношения с целью умилостивить грозные божества,
  • исторические ратовали за добрые деяния, призванные спасти душу верующего,
  • раннемодерные создавали концептуальную модель поведения верующего,
  • а модерные поощряют у своих приверженцев самостоятельный поиск этических принципов.

А вот, что происходит во времени с религиозной организацией: в примитивной религии церковь отсутствует, в архаичной возникают отдельные культы, в исторической церковь оформляется как самостоятельный институт. Раннемодерные религии практикуют добровольное участие в деятельности церковной общины, тогда как модерные признают своей целью воспитание личной ответственности верующего перед Богом.

Однако интереснее всего проследить, как менялось, по Беллаху, взаимодействие религии и общества. Если примитивная религия укрепляла социальную солидарность, архаичная воспитывала социальный конформизм, то историческая религия культивировала нонконформизм, провоцируя тем самым конфликт между верующим и обществом. Однако раннемодерная религия возвращает верующего в социум, поощряя его участие в общественных делах, а модерная религия, на всех уровнях взаимодействует с обществом, в целях его совершенствования. ****

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:



Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *