САМОГИПНОЗ

Ревностные исполнители мистических обрядов доходят до глубоких степеней самогипноза и самовнушения. Отключившись от окружающего их реального мира, отрешенные и отчужденные, они жаждут чуда, только чуда и ничего больше. И «чудо» свершается! Отчаянные усилия вознаграждены. «Избранный свыше» достигает состояния, в котором он «видит» тех, кого так упорно и страстно хотел видеть, он «слышит» их голоса. Всем своим существом он ощущает, что настал миг, когда он «ушел» из-под власти законов суетного мира и вступил в дивное царство иных, безгранично могущественных сил. Эти силы дарят ему неизведанные прежде наслаждения, претворяют в реальность заветные желания и мечты, открывают взору ослепительные картины «видений», преподносят слуху слова «откровений», мелодии ада и рая.

Кто же чаще всего бывает «избран свыше»?

Временные необычные состояния психики, которых достигают мистики, применяя описанную нами технику самогипноза и самовнушения, возникают, по преимуществу, у людей совершенно определенного склада психики. Основная их черта – повышенная эмотивность, обостренная нервная восприимчивость. Обычно это натуры с богатым, чаще просто неудержимым воображением. Эмоции, как правило, подавляют у этих людей разум. Все, что открывает их взору жизнь, – людей, события, природу – они рассматривают только сквозь призму собственного эмоционального отношения к ним. Если кто-то в данный момент чем-то симпатичен, значит, это самый лучший во всех отношениях человек – он и умен, и красив, и добр, и честен. На следующий день этот человек чем-то не понравился, и все в нем плохо: он уродлив, зол и неразвит.

Личности с таким характером замечают вокруг себя только то, что соответствует их мировосприятию, их внутренним склонностям. Они принимают желаемое за действительное. Истина-то, что желательно видеть в качестве истины, а совсем не то, что собой представляет она в реальности. Такой способ мыслить в психиатрии называют «аффективной логикой», а людей с таким характером – истеричными.

Даже маловажный повод вызывает у людей с истерическим характером бурную реакцию, где все доходит до крайнего выражения: смех превращается в хохот, слезы – в рыдания, гнев – в дикие крики, стремление бить и ломать все вокруг. Внутренние переживания в эти моменты остры, но, как правило, длятся недолго. Нередко одна крайность непосредственно, без какого-либо серьезного основания переходит в другую: ожесточение – в умиление, неутешное горе – в бурную радость.

Обладая повышенным самомнением, такие люди любят быть повсюду центром внимания, стремятся казаться лучше и значительнее, чем на самом деле. К этому направлены их усилия, они всегда стараются увлечь тех, кто их слушает. Расцвечивая свою речь яркими описаниями и конкретными, хотя и поверхностными подробностями, они говорят обычно так, что и вымысел приобретает у них живые черты достоверности. Так удается им завоевать доверие и симпатии слушателей. Существеннейшая черта истеричных людей – предрасположенность к внушению, самогипнозу и самовнушению – тесно связана с их повышенной эмотивностью.