Реклама не предлагает, а навязывает товар

Хорошее воспитание запрещает смеяться над безвкусно одетой женщиной. Ибо она иначе не может. Столь же дурной тон – ругать рекламу. Потому что рекламу ругают все. Телевизора у меня нет, не было и не будет, но по радио я слушаю телевизионные выпуски новостей и даже художественные фильмы. Разумеется, изготовители продукции нуждаются в рекламе, а реклама нуждается в потребителе. Драма состоит в том, что потребитель в состоянии обходиться без рекламы. Худшее же заключается в том, что товар не предлагают, а навязывают. Манипулировать происходит от французского manipulеr, что в свою очередь восходит к латинскому manipulus -горсть. То есть истинная сущность того, что предлагается, – в горсти, сокрыта.

Никогда не стал бы брюзжать по поводу рекламы (с трудом верится, что в юности я хотел работать в рекламе), не возлюби российская реклама Наполеона. Не то, чтобы я большой поклонник Наполеона, но на его примере особенно хорошо видно, сколь беззастенчиво действует реклама. Урологическая клиника предлагает свои услуги, утверждая, что Наполеон проиграл битву при Ватерлоо по причине приступа геморроя. Рекламный ролик фармацевтической фирмы доводит до нашего сведения, что битва при Ватерлоо была проиграна, так как у Наполеона случился острый приступ аллергии. Третья версия заключается в том, что у Наполеона накануне битвы при Ватерлоо разыгралась печень. Историческое хамство не подсудно, а жаль – особенно в свете того, что дети, которые обожают смотреть рекламу, вообразят о Наполеоне.

Реклама, помимо того, что она бесцеремонна, временами нелепа и всегда назойлива, еще чудовищна претенциозна. Она представляется мне в виде женщины с широкой улыбкой и стальным взглядом. Изо всех сил она тщится прослыть правдивой и остроумной, тогда как на самом деле она лжива и глупа. Она мнит себя законодательницей мод, но ее истинная власть зиждется на том, что она богата, вездесуща и бессовестно нахальна. В повиновении у нее десятки тысяч мужчин и женщин по всему миру, потеющих у компьютера в надежде выбить из своего воображения одну-две строчки, которые обеспечат им безбедное существование.

Мастера рекламы заслуживают отдельного интереса.

Они должны быть талантливы, но реклама анонимна, а талант требует гласности. Поэтому раньше или позже талантливые люди уходят из рекламы. Они должны любить и чувствовать слово, но кто по-настоящему любит слово, пишет прозу или стихи. Они должны владеть законами драмы, но кто ими владеет, пробует себя в драматургии. Так или иначе реклама – удел посредственности. И рыночное общество в колоссальном количестве потребляет их продукцию. Страшнее всего, что оно на ней воспитывается. ****